ТВОРЧЕСТВО АНСАМБЛЯ «РУССКИЙ БИТЛЗ».

 

При всём, казалось бы,  многообразии российской культурной жизни ансамбль Русский Битлз – явление уникальное. Он резко выделяется из мира как эстрады, так и рок-музыки. Само его название говорит о попытке соединить элементы эстрадной песни с русской спецификой. И это – очень интересное сочетание, хотя при том такой путь таит в себе и подводные камни, о которых я скажу позже. И всё-таки это – новое слово в нашей музыкальной культуре. Когда-то, на закате 80-х, песни социального содержания были модным явлением. В это время все, кто держал в руках гитару, стремились спеть что-то политическое, смело разнося уходящий в небытие сталинско-брежневский режим. Все барды и рокеры стали пламенными политическими трибунами. Но вот прошло несколько лет, СССР распался, но старые недостатки сменили новые, более существенные. И казалось бы – вот оно поле для критики, но как ни странно, бойкие рокеры как в рот воды набрали. Весь их революционный пафос куда-то испарился.

 

Если они и поют политические памфлетные песни, то… опять же – про проклятые советские времена, что с точки зрения логики выглядит как попытка ломиться в открытую дверь. Но, может быть, открытые двери – это и есть то, что им надо? И лишь немногие не побоялись поднять свой голос против надвигающегося капитализма и держать руку на пульсе своего времени. Это – резковатый панк-рокер Егор Летов, особенно много писавший в начале 90-х годов, это белорусские «Красные звёзды», патриот Александр Харчиков. Впрочем, песни Харчикова имеют крен в сторону сталинизма и национализма – яркий пример последнего – песня: «Убей в себе жида!» А это уже не левизна, а наоборот. Набирают популярность песни анархиста Владимира Платоненко. Часто их исполняет не он сам, а его коллеги Николай Прилепский и Александр Беляев. Сатира в песнях сочетается с глубоким лиризмом. Порой обыденные, незначительные на первый взгляд личные проблемы он доводит до общественного звучания.

«Мне нет в этом мире места. Я вынужден с ним бороться» – признаётся сам автор.

Я хочу рассказать в этом ключе о самобытном ансамбле «РУССКИЙ БИТЛЗ». Ансамбль возник в 1997 году по инициативе некоторых членов ВМГБ. Причём ансамбль связывали не только партийные связи, но и родственные узы. К тому же они входили в состав ЛИТО «Свет» (ныне «Гармония»), от которого потом отпочковался этот ансамбль. Наиболее активная концертная деятельность проходила с июля 1997 года по декабрь 1998 г.  Сначала ансамбль назывался «ЛЮДИ СОЛНЦА», а затем – «РУССКИЙ БИТЛЗ». Он поставил своей целью борьбу с буржуазным режимом средствами музыки. И за одно это он достоин не только восхищения, но и куда большей известности, чем он имеет на сегодня. Молодые люди выступали с концертами в основном перед детско-юношеской аудиторией - школах,  детских лагерях – например в Прилуках, в 17- ю годовщину смерти Высоцкого молодые артисты выступили на Ваганьковском кладбище, а чуть позже – в августе 1997 года - на слёте левых антифашистов в подмосковном Полушкино.  Сначала выступали бесплатно, а потом – на профессиональной основе. А звёздным часом ансамбля «Русский Битлз» стала серия его выступлений на телевидении, в передаче «Знак качества».

В 3 альбомах, которыми я располагаю, 3 десятка песен. Но и по ним можно судить обо всех гранях уникального таланта его авторов. Все песни высокопрофессионально исполнены.

Ансамбль выпустил за время своего существования всего 2 больших альбома – «СТИХИЯ» и «ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ», а также отдельно – песню «Малиновый звон».

 

СТИХИЯ

Здесь есть и собственно рок-музыка, как в песнях «Стихия» и «Незнакомый друг», есть и песни в стиле ретро-эстрады 80-х годов с весёлой лёгкой музыкой, есть и народная музыка как для песен военной тематики, но украшенная и осовремененная рок-элементами. Добавлю, что некоторые песни могут быть и танцевальными.

Все песни проникнуты духом свежести, жизнерадостности, всесилия добра. Но это не просто беспечная восторженность. Герои песни готовы бросить вызов злу и бороться с ним. Ребята готовы смело отстаивать свои идеалы, и именно в этом, на мой взгляд, – особая ценность альбомов. При всей разностильности песен их можно условно разбить на две группы. Первая группа – это остросоциальные песни. Среди них есть и социальная сатира на белорусского президента А. Лукашенко, выведенного под именем «Лука» в одноимённой песне, и антифашистские песни, песня «Обелиск», где слиты воедино любовь к Родине, переживание её бед и стремление до конца бороться за счастье её народа.

 

«Мы стоим у обелиска

Рядом с красною звездой.

И сверкают в небе искры

Как салют наш боевой.

 

Будет май –  заря победы

Над землёй опять взойдёт,

Жизнь отдали наши деды,

И приходит наш черёд.

 

Наша жизнь неповторима,

Но они за нас с тобой

Осень, лето, вёсны, зимы

Навсегда отдали в бой.

 

И когда мы смотрим в лица

С фотографий тех времён,

Полыхают как зарницы

Миллионы их имён».

 

    (Александр Михайлюк)

 

 

Отдельно выделенная композиция «Малиновый звон» говорит о боли русского народа, его зарождающемся протесте. Это – одна из самых сильных песен альбома не только в поэтическом, но и в музыкальном отношении.

Но не везде о политике говорится прямо, хотя содержание песен явно сводится к борьбе с той несправедливостью, которая окружает героев. Часто поэты  прибегают к аллегории, эзопову языку. Так, в «Песне Робинзонов» поётся о разобщённости людей, искусственно созданной волчьими законами и позволяющей хозяйничать серым крысам. И против этих врагов – крыс – нужно объединяться, к чему призывают авторы. Для начала действий в мрачной стране разобщённых и одиноких Робинзонов нужен такой живой человек как Пятница.

                        « Ты придёшь по зелёной тропе,

                         И ветер свободы подует опять.

                         Ты посмотришь на серые полчища крыс,

                         Улыбнёшься и скажешь: Ну что ж! Пора танцевать!»

Музыка этой песни и впрямь танцевальная. Эта песня – о противостоянии революционеров буржуазной диктатуре. 

В песне «Обрыв» воспевается стремление подняться наверх с помощью друзей.

Песня «Дрозды» музыкально чем-то схожая с песнями гражданской войны, воспевает военную романтику.

Особенно показательна с точки зрения гражданской позиции песня «Стихия». В ней описываются трудные, суровые условия, которые пугают всех прохожих. Но героев не останавливает холод и ветер. Они готовы не только бороться со стихией, но и идти навстречу трудностям. Трудности стихии только закаляют их. Несмотря на то, что пока всем прохожим, как и самим революционерам  «Холодно. Очень холодно…»

В следующем альбоме «ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ» в отличие от «СТИХИИ», представлены в основном лирические песни, в том числе – песни для детей, песни о любви и дружбе. Чувства здесь – чистые и светлые. Дружба, взаимопомощь, которые помогают выйти из беды – вот лейтмотив этих песен. Они очень мелодичны и оптимистичны по содержанию, что так необходимо в это  тяжелое время. Эти песни интересны широкому кругу читателей, даже далёким от политики, в том числе и школьникам. Недаром концерты ансамбля с большим успехом проходили в школах. В мелодичной песне «Цветок» поётся о стремлении к высоким целям, о борьбе. Песня «Настенька» - о зарождающейся на фоне ненастья светлой любви. Она полна оптимизма. Но в плане развлекательности авторы пошли ещё дальше. Песни «Радость любви», «Счастье» говорят о том, что людям нужна любовь – и она уже есть! Любовь не обязательно безоблачно-счастливая, как в песне «Счастлив ты – счастлива я, будем теперь вместе всегда», говорящей о том, что личное счастье – вполне реальная вещь.

А иногда и не очень, как в песне «В белом платье ты идёшь по земле». Но и она не лишена надежд на лучшее.

Песня «Подари мне много роз» – тоже про мечту о красивом высоком чувстве. Она перекликается с известной песней «Миллион алых роз» – которая стала хитом эстрады. И эта песня  тоже могла бы стать хитом. Но – той же эстрады.

Действительно, послушав эти песни, можно вполне отдохнуть от проблем. А можно и потанцевать. И такая увлекательная лёгкость по душе многим. Но в этом же заключается подводный камень. Потому, что стремясь развернуть все грани своего таланта, авторы попытались объять необъятное, соединив гражданскую и развлекательную лирику. По словам самих участников ансамбля, они стремились «понравиться всем». Но это сделать трудно. И барды стали балансировать на грани, отделяющей искусство от ширпотреба. Последние песни не пошлы. Но это уже не прорыв. А завершающая альбом песня про много роз – вообще уже явно тяготеет к воспеванию буржуазной культуры потребительства.

Такая эволюция в сторону эстрадности и нарочитой оптимистичности не случайна. Это связано с политическими обстоятельствами, сложившимися вокруг участников группы. Не всем понравилась гражданская лирика ребят, которая, кстати, для многих была не простыми словами, но и руководством к действию. Их стали открыто запугивать и артисты были вынуждены пойти на компромисс.  А это уже – за счёт потери чего-то другого. И многие, даже не очень политизированные участники ансамбля, сомневались, нужно ли такое вынужденное самоограничение репертуара. Лиричность в песнях стала звучать за счёт потери их остроты и злободневности. Песни стали не так оригинальны.

И, похоже, подобный компромисс и стал причиной раскола в ансамбле, и во многом – тех драматических событий, которые произошли впоследствии.

Концерт ансамбля прошёл в 1998 году в ДК «Медик», а «лебединой песней» ансамбля стала последняя совместная подача стихов на литературный конкурс в ДК «Медик» в составе ЛИТО «Свет» в феврале 1999 года – часть этих стихов также исполнялись как песни...

В мае 1999 года вышла книжка этого ЛИТО (переименованного в ЛИТО «Гармония») «Малиновый звон», где часть её авторов (Анатолий Плево, Геннадий Алёхин и Александр Михайлюк) характеризуются как поющие поэты ансамбля авторской песни «РУССКИЙ БИТЛЗ». Они и были в последнем составе ансамбля.

Ансамбль «РУССКИЙ БИТЛЗ» формально прекратил своё существование в 1999 году.

Несмотря на все усилия, возродить его не удалось.

Какова же судьба участников ансамбля?

К сожалению, бывшие единомышленники разошлись в разные стороны – от крайне левого радикализма до обывательского образа жизни. Многие из них фактически отошли от политики и посвятили себя работе и личной жизни. К сожалению, они отошли и от музыки.

 Анатолий Плево и Геннадий Алёхин какое-то время пели на митингах и на конкурсах сопротивления. А Александр Михайлюк продолжает заниматься музыкой и пением, но уже индивидуально, как бард.

Что касается ЛИТО «Гармония», то в нём сейчас осталось всего 3 человека, из них связан с музыкой только один.

Зато альбомы ансамбля теперь существуют не только на кассетах, но и на компакт-диске. Недавно один из бывших участников ансамбля, Олег Бабич, нашёл и предоставил нам песни ансамбля  - «Цветок» (второй вариант) и «Друзья», которая не вошла в альбомы, но фактически является визитной карточкой ансамбля «РУССКИЙ БИТЛЗ» :

 

«Веселится в поле вьюга,

Или дует ветер с юга,

Или свищет дождь,

Веселее нас друзей ты,

Сколько б ни искал по свету,

В жизни не найдёшь.

На воскресной электричке

Без билетов по привычке,

Шумно-веселы,

Едут русские битлы. Ла-ла-ла!

Едут русские битлы!

 

 

Мы играем на гитарах,

Веселим детей и старых

Песней про друзей.

Ярославна, Оля, Саша

И Олег с Володей пляшут

И хохочут все!

Ну а если контролёры -

Электричка скажет хором –

«Что вы, мужики?

Это ж русские битлы!  Ла - ла - ла!

Это ж русские битлы!»

 

Мы выходим с электрички,

И бежим с холма на речку –

Ну–ка, кто быстрей?

Там, где сосны-великаны,

Земляничные поляны  -

Будет веселей!

И в любое время года

В Подмосковье на природу,

Шумно-веселы,

Едут русские битлы! Ла-ла-ла!

Едут русские битлы!»

 

(Анатолий Плево)

   

Публикаций об ансамбле не так много, но они есть. Это газета «Человечность» 

№ 2 – 1997 год, газета «Опасный возраст» № 4 за1999 год. Представляет определённый интерес и моя повесть об ансамбле «Что тебе снится?» (2002 год).

Надеемся, что здесь не будет поставлена точка.  Слишком много внёс ансамбль нового и необходимого в наше искусство. Это была одна из немногочисленных попыток сочинения и исполнения советской оппозиционной песни. И пусть она прервалась. Это не значит, что она была неверной. Просто всё в левом движении пока делается методом проб и ошибок. «РУССКИЙ БИТЛЗ» был островком советского социалистического искусства в насквозь буржуазном мире. Поэтому так трудно было не утонуть под волнами капиталистической стихии. Хочется, чтобы таких островков стало как можно больше. Будем надеяться, что прорыв в искусстве даст дорогу прорыву в жизни.

 

Людмила Темчина

 

 

 P. S.  Материалы об ансамбле, а также консультации мне предоставили Александр Михайлюк – один из участников ансамбля, и Алексей Соколов – председатель ЛИТО «Свет» – «Гармония», а также Людмила Щербатых.

Л.Т.

  НА ГЛАВНУЮ



Hosted by uCoz