"Тёмный лес" - лафанский журнал. Выходит с 1969-го года тиражом от 4 до 24 экземпляров. Данный номер посвящён лафанским литературным и прочим событиям 2004-го года.

--------------------------------------

В самом-самом конце 2003 г. (так, что информация не попала в предыдущий номер журнала) в Лафании изданы "Восьмистишия" Александра Косарева. В сборник вошло 116 поэтических миниатюр этого автора - ничтожно малая часть творчества поэта. Тираж - 4 экземпляра, но по заказу читателей могут быть допечатаны дополнительные экземпляры.

2 января 2004 г. в электронном виде появился в значительной степени дополненный и переработанный вариант работы Юрия Насимовича, которая посвящена естественнонаучному объяснению ощущений человека в состоянии клинической смерти. Добавлена глава "Предсмертный опыт и универсальная информационная система". Мистические представления об этой информационной системе рассматриваются с рациональных позиций.

6 января лафанцы обрели "Passion Models" Анатолия Переслегина - очередной диск композитора, предназначенный для распространения на Западе, где музыка данного направления пользуется спросом. Название, наверное, можно перевести как "Страстный пересказ [Нового Завета]". В жанровом отношении произведение ближе всего к симфонии, но музыкальный язык современен или даже устремлён в космическое будущее человечества.

В середине января 2004 г. тиражом в несколько экземпляров опубликована пьеса Надежды Рыжковой "Принцесса Мален". Эта жизнеутверждающая драматическая сказка написана белым стихом и имеет второе название - "Вхождение в чужой бред как лечебная методика".

В конце января 2004 г. к опубликованной пьесе Надежды Рыжковой добавилось собрание её стихотворений, в т.ч. несколько поэм. Книга вышла в Лафании тиражом в 3 экземпляра. Несколько стихотворений из неё помещены ниже.

В феврале Юрием Насимовичем дописаны два сводные конспекта - "Звёзды" и "Звёздные системы" [галактики, скопления галактик и т.п.]. Отныне они существуют в электронном виде, и желающие могут с ними ознакомиться.

С начала 2004 г. лафанцы с интересом читают две историко-искусствоведческие книги М.А.Чегодаевой, изданные в последние годы за пределами Лафании: "Там за горами горя... Поэты, художники, издатели, критики в 1916-1923 годах" (СПб, 2002) и "Два лика времени. 1939. Один год сталинской эпохи" (М., 2001). Книги в конце 2003 г. подарены Ю.Н., и желающие могут их прочесть.

7 марта при разборе электронного архива Василия Бейко были найдены его стихи, публикуемые ниже. Ранее о поэтическом творчестве В.Б. ничего не было известно даже его ближайшим друзьям.

20 мая лафанцы обрели 60 экземпляров третьего выпуска "Музы", где помещены их стихи, а также статья Ю.Н. о них. Тираж этого "Всероссийского литературного альманаха" - 1100 экземпляров. Для Лафании это действительно много. Значит, Россия пока ещё чуть-чуть больше Лафании. Операция по доставке "Музы" героически выполнена Анатолием Переслегиным и Ю.Н. Ко всеобщему прискорбию из-за оплошности главного редактора В.Лебединского в альманах не попали стихи Евгения Кенемана, хотя биографическая справка о нём приведена.

30 мая Илья Миклашевский привёз с Кавказа "Литературный Кисловодск" со стихами Юрия Насимовича и своими. Опубликованы "Бешеный сад" и восьмистишия Ю.Н., а также рубаи и другие стихотворения И.М. На этот раз обошлось без опечаток, правки и прочих стихийных бедствий.

27 августа лафанцы опять отдали стихи в "Музу". По поводу забытых стихов Кенемана редактору был сделан решительный втык, и он слёзно обещал исправиться.

В начале октября с Кавказа был прислан очередной номер "Литературного Кисловодска". На этот раз он содержал подборку эпиграмм и фрашек Ю.Н.

1 декабря в "Артклубе" (Б.Овчинниковский 24, с.4) оперным сотовариществом "Собаки Мёбиуса" были с успехом исполнены две миниоперы Анатолия Переслегина - "Воскресный визит к психоаналитику" и "Моцарт и Сальери" (либретто Александра Шавердяна).

М.БУНИНА. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ

БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

--------------------------------------------

МАСТЕР

(стихотворение М.А.Чегодаевой)

В путь! В путь! В путь!

Сердцу стучать невмочь.

Книга упала из рук на грудь,

Мастер успел только раз вздохнуть -

И жизнь закатилась в ночь.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Конь, конь, конь

Стукнет копытом в дверь.

Крепко поводья сожмёт ладонь,

Воланд в тумане зажжёт огонь -

Чёрный огонь потерь.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Вскачь, вскачь, вскачь

Мчится в ночных горах

Счёт потерявший земных удач,

Счастье и горе, и смех, и плачь -

Всё обративший в прах.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Мастер! Как же вот так - уйти,

Жизнь оборвав, самого себя

Бросить на пол-пути?

Мастер! Смерть промелькнёт как тень!

Жизнь бесконечна - сквозь злую ночь

Снова прорвётся день!

Мастер! Мастер...

 

ИЗ НОВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ Л.ТЕМЧИНОЙ

--------------------------------------------

ГАРРИ ПОТТЕР

Я в бесконечность на метле лечу,

чтоб снитч поймать свободною рукою.

Я не волшебник, я ещё учусь,

и нету ни минуты мне покоя.

Есть у меня друзья и есть враги -

и в мире волшебства полно коварства,

и напрягать приходится мозги,

чтоб от судьбы изобрести лекарство.

Здесь привиденья чтут вчерашний день,

и в зареве, разлившемся повсюду,

погибший мой отец - лесной олень -

спешит на помощь в трудную минуту.

Здесь варит зелья злой профессор Снегг,

любимый наш учитель станет волком,

и оклеветанный скиталец Блэк

под видом пса скрываться будет долго.

Витает надо мною дух беды.

Преодолеть его смогу не скоро.

Но в замке тайные найти ходы

мне помогает Карта Мародёров.

Дементоры мой охлаждают пыл.

Их поцелуй - конец для человека.

Но из окна спасённый Клювокрыл

уносит в небо Сириуса Блэка.

Сова в конверте передаст привет

от тех, кто стал необходим и дорог.

И пусть надёжных предсказаний нет,

я всё же знаю - встретимся мы скоро.

2003

 

СТИХИ ВАСИЛИЯ БЕЙКО

--------------------------------------------

7 марта 2004 г. при разборе электронного наследия энтомолога Василия Борисовича Бейко (1953-2004) найдены восемь стихотворений, которые, по всей видимости, ему и принадлежат. Журнал знакомит читателя с этой находкой и приводит доказательства авторства Бейко.

***

Расцвёл пион

И поутру весна слетела с гор

На крыльях Поликсены

***

Весенний дождь

С горы смывает запах кивсяка,

Мешая с ароматом сливы

***

Весенний гром

И лепестков метель вишнёвых

Слились в одном порыве грозовом

***

Весенний вечер

На сухом стволе заснул ксилокопы самец,

Как и я, одинок

***

Под жарким солнцем Туркестана,

Где мера сущему - вода,

На малахите адраспана

Горит зелёная звезда.

Пустыней следуя суровой,

Дорогами копытных стад,

Ты для друзей - нектар медовый,

А для врагов - смертельный яд.

Ты расцветая украшаешь

С тобой растущую полынь,

В огне сгорая, исцеляешь

Усталых странников пустынь.

Наш труд неблагодарен ныне,

Но сердце тянется туда,

Где вечным орденом пустыни

Горит зелёная звезда.

[файл от 12.08.2002]

***

Последний луч июльского заката

В сиянии зари растаял и погас.

Один встречаю праздник Танабата,

По-прежнему в плену у Ваших глаз.

Всё шире небосвод ночного мира,

И хочется, хоть безнадёжен путь,

Шагнуть на Звёздный Мост тропою Альтаира,

Чтобы в сиянье Веги утонуть.

7.07. 2002

[файл от 29.08.2002]

***

Пророчества смысл для многих ясен:

Не каждый стареет под гнётом лет,

Не надо печалиться - мир прекрасен,

А в истинном золоте блеска нет!

[другой файл от 3.11.2002]

***

Весной слишком долго смотрел на цветы

Осенней порой мне осталась

Холодная горечь разлуки

[файл от 3.11.2002]

***

Птицы поют в сосняке придорожном,

в синее небо подолгу смотрю...

Жить на земле и не петь невозможно,

это я точно тебе говорю.

Надо друзей выбирать осторожно,

но неизменно им сердце дарю.

Жить на земле без друзей невозможно,

это я точно тебе говорю.

Часто мечта понимается ложно,

всё же нужны паруса кораблю.

Жить на земле без мечты невозможно,

это я точно тебе говорю.

Сотни ночей я провёл бы тревожно,

лишь бы с любимою встретить зарю.

Жить на земле без любви невозможно,

это я точно тебе говорю.

***

Листы теряет каледарь,

и новый год сменяет старый,

и тигров мне не очень жаль,

хотя бы их и меньше стало.

Настала заячья пора,

и мне под новый год желается

успеха, счастья и добра

для всех разнообразных зайцев.

[Конец 1998 ?]

_______________

Первые четыре трёхстишия хранились в одном файле, датированном 12-м августа 2002 г. В трёх из них фигурируют названия насекомых (поликсена, ксилокопа) или многоножек (кивсяк). Такие стихи мог написать только энтомолог, и это главное доказательство авторства В.Б.Бейко. Кроме того, в марте 2002 г. он ездил на Кавказ, и там в это время действительно были поликсены и упоминаемые вместе с ними горные пионы и цветущие плодовые деревья. Об этом сообщил энтомолог А.В.Компанцев, путешествовавший вместе с Бейко.

Выбор автором формы - японского трёхстишия (хайку) - тоже не должен нас смущать. Эта форма в наибольшей степени подходит для передачи впечатлений странника от окружающей природы. Кроме того, Бейко любил японскую поэзию и даже знал японский язык. Вместе с первыми четырьмя хайку хранилось большое стихотворение "Под жарким солнцем Туркестана...", которое в будущем ещё нужно проанализировать. Известно только, что В.Б. много лет работал в Туркестане, да и строка "Наш труд неблагодарен ныне" естественна для энтомолога, посвятившего лучшие годы жизни проблеме приспособления жалящих перепончатокрылых к среднеазиатским пустыням. Возможно, 12-го августа Бейко перенёс в компьютер, причём в один и тот же файл, все стихи, которые были в его полевых дневниках. Написаны они могли быть на Кавказе: о Кавказе - с натуры, о Туркестане - по воспоминаниям.

Стихотворение "Последний луч июльского заката..." датировано 7-м июля 2002 г., а в компьютер перенесено почти через два месяца, т.е., наверное, опять-таки в ходе работы с полевыми записями, но более поздними. Упоминание о японском празднике не должно нас удивлять, т.к. В.Б. постоянно пребывал "внутри" японской культуры. Кроме того, в этом стихотворении проявился любитель астрономии, каким был В.Б. ("Звёздный Мост" - Млечный Путь; Альтаир - "некто летящий", яркая звезда летнего неба; Вега - самая яркая звезда северного неба, находится вблизи Альтаира, составляя "Летний Треугольник"). Недавняя датировка почти исключает возможность выписки чужого стихотворения из какой-либо книги. В общем, авторство В.Б. и в данном случае не вызывает сомнений.

Последующие два стихотворения (четверостишие и трёхстишие) находились в двух разных файлах от 3 ноября 2002 г. Доказать авторство В.Б. трудно, но можно указать на единство стиля всех восьми стихотворений и полное их соответствие духовной сути В.Б.

Два последних стихотворения переданы редактору "Тёмного леса" М.В.Березиным. Авторство В.Б. очень вероятно.

Ю.Н.

СТИХИ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛЮКА

--------------------------------------------

 

ИЗ АРМИИ

Я вернулся в Россию, вернулся,

я вернулся за болью своей,

может, я оттого не загнулся,

что увидел косяк журавлей.

Плыл косяк над неведомым краем,

плыл по осени по золотой,

мы когда-нибудь все улетаем

от себя, от других - на покой.

Я вернулся в Россию, вернулся,

плачь не плачь - только радости нет,

я опять, как всегда, обманулся,

спутав тьму и мерцающий свет.

 

***

Цветок в пустыне

рос один,

и звался он Гордыней.

Ты хочешь жить как господин?

Живи один

в пустыне.

 

СТИХИ НАДЕЖДЫ РЫЖКОВОЙ

--------------------------------------------

ПРО ЗАПАС

Я умру, а любовь моя

в мире скитаться останется.

Будет место искать, которое ей сродни.

Может, ей на снегу

замёрзшая птица приглянется,

может, к лунной дорожке

на чёрной воде потянется.

За неё прошу - от боли её охрани.

После мёртвой птицы

где ты, любовь, поселишься?

Никогда не была ты с миром накоротке.

На краю дороги засыпано снегом деревце,

кружевная тень от веток

салфеткой стелется.

На снегу лежит умершая с голоду женщина,

и кусочек хлеба сжат в холодной руке.

Нестерпимо солнце горит, и краски линялые

одежонки её неслыханно стали ярки.

Улыбаются, как улыбаются губы впалые!

Зачерствелые, драгоценные, запоздалые

крошки хлеба красная птица клюёт с руки.

 

* * *

Сказка кончилась. Ничего

мне от счастья не перепало.

А когда любовь умирала,

это было больней всего.

Пробуждаться? Только не в дождь.

Что же делать, когда люблю я

на стекле водяные струи.

Всё стоишь, и смотришь, и ждёшь...

Можно вечность вот так стоять

(а за окнами ветки, ветер).

Умереть - и смерть не заметить.

Продолжают капли стекать...

Пробуждаться - так только в свет,

и не помнить о сновиденьи.

А иначе нет пробужденья.

Пробужденья, впрочем, и нет,

есть лишь смена снов за окном.

Было: жизнь и любовь, - осталось;

дождь и тополь, - такая малость,

дождь и тополь в сердце моём.

 

МОНОЛОГ ЗАКЛЮЧЁННОЙ

По городу ночному так томлюсь,

что в камере умерших понимаю:

хоть так, но выйти на свободу. "Люсь!

Не матерись!" На нарах сверху Рая,

уныло-флегматичная бабища.

За что и как она сюда попала?

А черти подхихикивают: "Пища!

Три раза в день!" Для сердца это мало.

Чтоб сердце было сыто, нужен снег,

огни и город, город без предела.

Великий праздник - каша из продела!

Второй великий праздник - смерть во сне.

 

* * *

По кладбищу бреду, почти смеюсь.

С тобою о тебе веду беседу.

Ты умер утром. Ты придёшь к обеду.

Всю жизнь того обеда не дождусь.

 

 

ЛИСА И СКРИПКА

Скрипка. Лиса. Ленты дорог.

Странненький натюрморт.

Пока лису ловил, продрог.

С десяток лисьих морд

скачут меж сыром и колбасой.

Некогда рисовать.

Где уж там! Надо следить за лисой.

Прыгнула на кровать.

Кровать под нею пустилась в пляс:

это скрипка вступила в игру.

Бродит по комнате нота ля,

чёрную ест икру

ложкой из баночки. Никого

не осталось на полотне.

Взяли с дальнего плана завод

и нагрянули в гости ко мне.

Завод стоит на столе как торт.

Бумажная лента вокруг.

Дороги и летом не первый сорт,

а теперь - просто вон из рук.

Лента дорог, скрип колеса.

Колымага вязнет в грязи.

Бродский, большак, взгляд бога, леса,

поля и всё, что в связи.

 

НОВЫЕ СТИХИ АЛЕКСАНДРА БОГДАНОВА

--------------------------------------------

 

***

Издалека тебя увижу -

и то мне радость.

А улыбнёшься мимолётно -

уже мне счастье.

Тобою просто любоваться -

мне как награда.

Но большего боится сердце,

как злой напасти.

Не торопи меня ответом.

Больная память

ещё сумеет пересилить

всю безоглядность.

И страх холодною стеною

ползёт меж нами.

А так... Мне многого не надо,

люблю - и ладно.

Настанет время - может скоро,

и боль отпустит,

и я забуду о возможной

и прошлой боли,

и всё, чего сейчас пугаюсь,

приму без грусти,

и всё тебе верну с лихвою

своей любовью.

2003

***

Мокнет клумба в красно-жёлтых цветах,

под дождём угрюмо липы молчат.

Ты идёшь домой одна, без зонта,

в лёгкой кофточке на хрупких плечах.

Над цветочком наклонившись на миг,

ты рукой легонько капли стряхнёшь,

и цветочек примирится с людьми,

что оставили его в этот дождь.

Дождь осенний - замерзают цветы,

мёрзнут липы, мёрзнут люди, дома.

Но теплом с цветочком делишься ты,

хоть промокла и замёрзла сама.

И цветочек распрямил лепестки,

потянулся, вспыхнул тёплым огнём.

Он чуть дольше проживёт без тоски,

ведь тепло твоё останется в нём.

2003

***

Люди всегда подчиняются символам,

бывают при этом страшны и смешны.

... Когда барабан заменяет музыку,

люди становятся агрессивными,

ведь барабан - это символ войны.

2003

СТИХИ М.БУНИНОЙ

--------------------------------------------

***

Слово тихо прошепчу -

стану тем, кем захочу.

Лук и стрелы в руки взял -

Робин Гудом сразу стал!

Бескозырка, воротник -

и матросом стал я вмиг.

Страшно-страшно зарычал,

и свирепым тигром стал.

А усы себе приклею -

попадётесь Бармалею!

***

Как люблю я хохотать,

прыгать, бегать и скакать,

лазить, спорить и смотреть,

рвать, стучать, валяться, петь,

дёргать, ныть, бросать, играть,

разломать и собирать,

говорить, мешать, считаться,

обзываться, обижаться,

рисовать, читать и есть...

Вот как много - всё не счесть!

***

Я всегда всех удивляю:

супом йогурт заедаю,

ем с вареньем холодец,

в кашу режу огурец.

 

Ф Р А З Ы

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я

Ю.Н.

--------------------------------------------

Своих предков-обезьян стесняется только тот, кто ещё не до конца вышел из этого состояния.

Если муж и жена всё время рядом, они загораживают друг другу весь мир.

Каждому веку - своя сказка, а истину мы не знаем.

Большинство богачей - люди бедные, так как богатство - это когда ты можешь отдать что-то добровольно и бескорыстно.

У творческого человека новые знания не прибавляются к прежним, а умножаются на них.

Автореферат книги: на примере Вселенной предпринята попытка её осознания, не приведшая к положительным результатам.

Всё, что враждующие политики говорят друг о друге, - правда! Всё, что о себе, - ложь.

Представьте себе общество, развившееся до такой степени, что один труженик может кормить несколько бездельников. Справедлива ли в этом случае власть большинства?

 

Ю.Н. УРОКИ ЛОГИКИ

--------------------------------------------

Я служу добру, а потому яростно борюсь со злом, и мои главные враги - все эти добрячки, мешающие мне бороться со злом.

Я хочу, чтобы народ жил хорошо, а для этого он должен осознать, как ему плохо, и поэтому главные враги народа - кто делает жизнь лучше.

Я честный человек, а они ворьё, и так как долг честного человека – противодействовать воровству, я всю жизнь только тем и занят, что отворовываю сворованное.

Раньше мне было плохо из-за социализма, теперь - из-за капитализма, а вовсе не потому, что я сам такой.

Я не умею прибирать в квартире, но зато знаю, как навести порядок в стране.

Вы говорите, что у меня в квартире грязи и бардака больше, чем в стране. Подождите, вот я приду к власти, и станет наоборот.

Я твёрдо знаю, что я умный, а все считают меня дураком, и это означает, что я самый умный, так как я не разделяю их ошибочное мнение.

Ю.Н. ЛЮДИ И АНГЕЛЫ

--------------------------------------------

В земных условиях ангелы не могут реализовать свою небесную сущность, если кто-то не возьмёт на себя земную составляющую их дел.

Мы растём из земли в небо и с усмешкой глядим на ангелов, которых судьба забросила на землю.

Отчаявшиеся ангелы падают ниже земных людей.

Земное создаётся нашими руками из тысячи мелочей, а небесное даётся в готовом виде, и мы пока не знаем, из чего оно сделано.

Учёных презирают за попытки копаться в небесном, но это психология бездельника: труд души не сопровождается трудом ума и рук.

Копаться в небесном считается зазорным, но, когда мы вырастим и Небо потребует от нас истинного труда, мы вынуждены будем разобраться в небесном до последнего винтика.

 

М.БУНИНА. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ

БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

--------------------------------------------

МАСТЕР

(стихотворение М.А.Чегодаевой)

В путь! В путь! В путь!

Сердцу стучать невмочь.

Книга упала из рук на грудь,

Мастер успел только раз вздохнуть -

И жизнь закатилась в ночь.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Конь, конь, конь

Стукнет копытом в дверь.

Крепко поводья сожмёт ладонь,

Воланд в тумане зажжёт огонь -

Чёрный огонь потерь.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Вскачь, вскачь, вскачь

Мчится в ночных горах

Счёт потерявший земных удач,

Счастье и горе, и смех, и плачь -

Всё обративший в прах.

Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!

Мастер! Как же вот так - уйти,

Жизнь оборвав, самого себя

Бросить на пол-пути?

Мастер! Смерть промелькнёт как тень!

Жизнь бесконечна - сквозь злую ночь

Снова прорвётся день!

Мастер! Мастер...

 

* * *

Чужие

черты мужские чувствую лицом,

кривит твоя усмешка эти губы,

и брови удивление твоё

приподнимает в чуждом мне рисунке.

Заражена тобой... Как матерьял -

своим творцом. Во мне ты проступаешь.

и кто-то тихонько улыбается внутри,

ловя меня - себя - на этом сходстве.

 

***

Папа мой красивей всех,

у него весёлый смех.

Сяду на плечи к нему -

всё увижу и пойму.

***

Птицы поют в сосняке придорожном,

в синее небо подолгу смотрю...

Жить на земле и не петь невозможно,

это я точно тебе говорю.

Надо друзей выбирать осторожно,

но неизменно им сердце дарю.

Жить на земле без друзей невозможно,

это я точно тебе говорю.

Часто мечта понимается ложно,

всё же нужны паруса кораблю.

Жить на земле без мечты невозможно,

это я точно тебе говорю.

Сотни ночей я провёл бы тревожно,

лишь бы с любимою встретить зарю.

Жить на земле без любви невозможно,

это я точно тебе говорю.

***

Листы теряет каледарь,

и новый год сменяет старый,

и тигров мне не очень жаль,

хотя бы их и меньше стало.

Настала заячья пора,

и мне под новый год желается

успеха, счастья и добра

для всех разнообразных зайцев.

Конец 1998 ?

НА ГЛАВНУЮ



Hosted by uCoz