Кризис делает своё дело:
провинциальный совковый рабочий-мещанин открывает для себя
вершины мировой литературы (Рецензия на "Деньги" Золя)

Кризис делает своё дело: провинциальный совковый
рабочий-мещанин открывает для себя вершины мировой
литературы (Рецензия на "Деньги" Золя)19:51
Я очень рад, что тов. tgdttttttsss, ранее не
испытывающий никакой тяги к литературе (научной,
политической, художественной) открыл для себя Золя -
едва ли не самого любимого моего писателя. Очевидно
такое обстоятельство жизни tgdttttttsss как потеря им
несколько месяцев назад работы квалифицированного
рабочего (в результате вызванного кризисом сокращения
штата на его неконкурентоспособном древнем советском
заводе) способствовало заметному теоретическому росту
этого временно безработного рабочего-мещанина с
полусовковым и полублатнятским сознанием чуть выше
типичного ростов-донца. Сначала Ленина стал читать,
теперь вот осваивает вершины мировой классической
литературы.

Прочитанная tgdttttttsss книга принадлежит к середине
его главного литературного детища - цикла произведений
"Ругон-Маккары". Я из этого цикла пока прочёл только
"Карьеру Ругонов" (произведение о методах
первоначального накопления капитала на историческом фоне
уничтожения Республики и утверждения Второй Империи во
Франции), "Проступок аббата Муре", "Добычу" и "Разгром"
(о крахе Второй Империи во Франции), а также роман
"Жерминаль" (о возникновении рабочего движения
французских шахтёров, о революционных коммунистах,
оппортунистах и анархистах, боящихся за своё
политическое влияние над зарождающимся движением
пролетариата).

Надеюсь, что на романе "Деньги" интерес тов.
tgdttttttsss к творчеству Золя не закончится.

Кстати, рекомендую тов. tgdttttttsss ознакомится с
материалами о творчестве Золя из советской Литературной
энциклопедии 1929-1939 гг. и Википедии.

Ниже я публикую рецензию тов. tgdttttttsss на роман
Эмиля Золя "Деньги", опубликованную им на форуме
"Вольнодумие".

Данную рецензию вместе с моим к ней комментарием (см.
выше) прошу разместить на сайте ЛИТТО "Дождь", одним из
членов которого я являюсь.

Виктор Макаров

Рецензия на Роман Эмиля Золя "Деньги"

Случайным образом в мои руки попало произведение этого
французского писателя. И с первых же строк, он увлек
меня настолько, что был прочитан запоем. Так похожа
действительность происходящего в книге, с
современностью, переживаемой сейчас ,что невольно
возникли аналогии...
Действие произведения проходит в Париже, в середине XIX
века, На фоне биржевых спекуляций и наступления власти
денег на планете, автор пытается дать свое понимание
этого нового витка развития человеческого общества.
Неудивительно ,что главным героем произведения стал
человек, олицетворяющий эту эпоху. Зовут его Саккар. В
переводе с французского его фамилия означает Грабитель.
И уже здесь мы видим отношение автора к своему герою.
Но, Саккар - это уже не разбойник, затаившейся в лесу,
ожидающий добычу. Это Человек, рожденный рыночной
экономикой, лишенный нравственных установок, в погоне за
деньгами. Он вместе с тем: храбр.Обладает: поистине
неиссякаемой энергией, здоровьем, острым умом.
Это полководец Нового времени( как его описывает Золя).
Его войско уже не бесстрашные воины, а деньги. Его
добыча уже не царства, а деньги !
В процессе зарождения Капитализма он находит применение
своим неисчерпаемым силам - он становится спекулянтом
большого масштаба, биржевым игроком.
Вообще, биржа служит лейтмотивом всего произведения. Она
прочно связывает все события романа, его героев.
Золя скурпулезно описывает всю биржевую публику,
предлагая вниманию персонажи, попавшие в водоворот
безудержной скачки в погоне за кушем.
Он раскрывает эту характерную черту Капитализма, давшего
веру людям в быстрое скачкообразное улучшение своего
положения. В возможность за короткий промежуток времени
стать состоявшемся человеком. И это могут дать - деньги.
Деньги дают роскошь, красоту, комфорт, почет. Но только
тем у кого они есть.... На противоположном полюсе
безденежья - голод, нищета, смерть...
В обществе романа отчетливо контрастирует показная
расточительность и беспомощная, безнадёжная нищета. Для
большинства людей все зависит от случая, от удачного
знакомства-связей. В способности протиснуться на этот
паровоз Удачи-Успешности-Благосостояния.
И время расцветающего Капитализма, дает всем, пускай и
маленький, но шанс вскочить на подножку, набирающего
скорость поезда.
Захваченный идеей обогащения, Саккар, используя все свои
связи, ищет путь к Богатству. Имея пытливый ум,
коммуникабельность, отсутствие совести, он без труда
вступает в сотрудничество с абсолютно разными людьми. Он
умеет убеждать. Причем, не только словом, но и делом,
завоевывая авторитет. Неутомимый делец, он ищет и всегда
находит выход своей энергии. И не всегда исключительно в
пользу себе. Саккар служит, своего рода, мощным
двигателем стремлений. Математически выверенный,
шахматный механизм его рассудка толкает его в бой за
Капиталы...
В произведении представлены также различные образы,
далекие от жажды денег. Автор на протяжении всего
повествования, умело противопоставляет их характеры духу
нового времени - дельцов. Основной подобный персонаж -
Каролина, которая осмысливает, происходящие события, и
от имени самого автора на протяжении всего повествования
дает им свою оценку. Она : то презирает Саккара, то
восхищена им, то разочарована, то полна кипучей
ненависти к нему.
Каролина олицетворяет того самого здравомыслящего
Человека, который беспристрастен в оценках. Человека
свободного и от церковных догм и от меркантильных
пристрастий. С присущими женщине чувствами: сострадания,
бескорыстной любви, способностью отдаваться без остатка,
настоящему Мужчине-Воину, каким и являлся для неё
Саккар.
И ведь, если разобраться, не настолько же чудовищен этот
Саккар. Да, он любит деньги и всегда их преследует. Но
он способен и на созидание. Как только ему
предоставляется возможность прилагать свои усилия в этом
направлении, он добивается не меньших успехов, чем в
Спекуляции. Он исправно и честно ведет административные
дела Дома Трудолюбия (аналога современных детских домов,
только частного), дает поле для деятельности другим
людям, в том числе талантливым и одаренным, умеет
направить их способности в нужное русло.
Но все же звон монет его сильнее пленяет и заставляет
раскручивать колесо Капитализма с необыкновенной
скоростью.

Дело в том ,что середина XIX века , во Франции,
характеризуется тогда, уже сломанным Феодальным строем.
Капитализм дышит почти что полной грудью. Он увлекает
грандиозностью своего технического прогресса. Масштабом
происходящих событий. Глобальность заставляет приводить
в движение ресурсы. Сооружаются заводы, фабрики,
рудники. Люди, захваченные идеей подчинить и максимально
использовать природу, ищут возможные пути осуществления
своих грандиозных целей.
Самым распостранённым способом привлечения Капитала, и
по сей день, является - создание акционерного общества.
Капитал, который в силе управлять, создавать, множить.
Именно он, сосредоточенный в одних руках, дает
безраздельную власть его обладателю. Именно он, так
завлекает и Саккара, и не только его. Учительница
Каролина и её брат-инженер Гамлен, побывавшие в Средней
Азии, покоренные ею, возбуждают у Саккара, желание
завоевать её Капиталом. Эта ещё неподвластная деньгам
территория, как лакомый кусочек, может манить любого
Капиталиста. Сколько неосвоенных земель ! (Прогресс ещё
не дошел тогда до Азии.) Железная дорога, рудники,
пароходство - вот, то немалое ,что с помощью Капитала
сможет заставить подчиниться непокорную Азию. То что,
давая прогресс, будет выкачивать прибыль из местных
жителей.
Но чтобы все это завертелось и закрутилось необходимы
Капиталы. Нужно их создавать. Используя гений дельца -
из воздуха, спекуляцией. Высасывая, в очередной раз из
Общей массы людей, их сбережения, доходы, завлекая их
игрой, давая им шанс разбогатеть, беззастенчиво их
грабить . Саккар это понимает и осознает, как и все
биржевые спекулянты. Он не отрицает ,что он финансовый
разбойник. И он не видит ничего в этом ужасного. Ведь
это же позволено обществом.
Вообще, главный герой романа, являясь человеком
любознательным и непредвзятым, видит каждого насквозь .
И несмотря на свою разбойничью сущность, уважает
порядочных людей, с жадностью впитывает в себя любую
интересную, нестандартную, новую информацию.
Так происходит, когда он беседует с Сигизмундом...
Сигизмунд предстаёт в романе фигурой противопоставленной
Саккару. Больной туберкулезом мыслитель, абсолютно
неумелый в быту, равнодушный к жизненным потребностям,
сидящий в своей комнатке и рассуждающий о Будущем
Счастье Человечества. Он, человек, не находящий в
Капитализме применение своим силам, основным занятием
для себя, избирает рассуждения о светлом Будущем.
Сигизмунд считает себя социалистом и даже, в процессе
повествования, переписывается с Марксом,получает по
почте от него "Капитал". Сигизмунд пишет, упоенно
расчитывает устройство будущего общества. Интересный
момент для себя заметил - это его бонны - мера труда,
равная часу. Оценка всех благ боннами.
Автор несколько иронизирует по отношению к суждениям
Сигизмунда. Он его словами говорит о равном счастье,
поделенным на всех поровну. Именно о неком дозировании
счастья. Это выглядит нелепо и смешно, и в этом
чувствуется подсмеивание Золя над своим
героем-социалистом. Хотя оно и вполне обосновано. И в
наше время к коммунистам относятся, как к большим детям,
непонимающим взрослой жизни, в которой нужно уметь
"вертеться" и добывать себе свой кусок хлеба любой
ценой, лишь бы быть сытым и накормить свою семью. "
Какие у черту теории !",- скажет нам любой современный
обыватель. "Когда нужно думать о хлебе насущном, а не
витать в облаках".
И этот Сигизмунд настолько ясно и безаппеляционно
рассказывает Саккару о будущем обществе, говорит о том
,что Денег не будет, что именно они причина всех бед и
несчастий, что это вызывает у Саккара удивление и страх.
Расчетливый ум Саккара осознает правдивую осмысленность
слов Сигизмунда. Но его разбойническая сущность
заставляет его ещё быстрее поторопиться вкусить плоды
Богатства ( "пока ещё деньги не отменили"). В эпоху XIX
века? с его частыми конфликтами, сменой власти, в той же
Франции, подобные страхи, видимо были вполне
обоснованны.
Удивительным образом Золя связывает между собой
персонажей произведения. Сигизмунд является братом Буша
- жадного еврея, занимающегося выбиванием долгов по
старым векселям и различными мелкими махинациями на
финансовом рынке. Хотя и сам Сигизмунд по фамилии - Буш,
автор называет его по имени. В этом очевидно
прослеживается любовь автора к своим персонажам. Это те
штрихи образов, которыми Золя подсказывает читателю свое
расположение. Удивительно и отношение Буша к своему
брату. Он его беззаветно любит и бескорыстно ухаживает
за ним. Этим самым автор, как бы дает нам понять ,что, в
абсолютно каждом человеке, с виду не очень хорошем,
могут таиться теплые искренние чувства по отношению к
тем людям, которых он любит.
Есть люди в романе, увлеченные желанием, с помощью
Денег, осчастливить своих близких. Они включаются и в
эту биржевую игру ,чтобы доставить положительные эмоции
любимому человеку. Это и обедневшая княгиня
старофеодальной закалки, мечтающая выдать свою дочь
замуж с хорошим приданным-за достойного жениха. Это и
овдовевший посыльный Дежуа, которому также хочется
женить свою дочь - на пекаре, запросившего 6000 франков
приданного.
Но большинство игроков конечно, предстают жалкими
людишками, в своем стремлении нажиться. Политическая
проститутка Гюре - парижский депутат на побегушках у
брата Саккара Ругона-министра. Баронесса Сандорф -
очаровательная женщина, также занимающаяся масштабной
проституцией, готовая отдаться за пару сотен тысяч.
Саккар её трахнул прямо у себя в кабинете банка. Ведь ей
так хотелось узнать наиболее выгодный курс акций.
Различная мелкая шушера дельцов-мошенников-пройдох,
крутящаяся, как шакалы в ожидании объедков львов,
предстает в образах маклеров, биржевых игроков. Все они
движимы единой жаждой наживы. И ради этой жажды они
готовы переступать через всё, что можно переступить.
Самое ужасное заключается в том, что эта жажда, эта
животная алчность поднимается и в полне размеренных
людях ;изначально ведомых, поддающихся внушению
большинства. Эти люди с одинаковой неистовостью могут
отбивать поклоны в церквях и гнаться за барышами, если
это одобряется обществом.
Они слепо доверяются гению Саккара - дельца, способного
ворочать миллионами, играющий ими, как циркач,
жонглирующий кинжалами.
Меж тем, по ходу всего романа, Саккар движется к своей
заветной цели - финансовому господству, власти на бирже.
Он осознает,что способен сломать себе шею в борьбе за
миллиард, но это не останавливает его, а наоборот ещё
более увлекает, предвкушаемым успехом.
Его главный враг - Гундерман с его миллиардным
состоянием. Игрок, не проигравший никогда, в силу
возможности манипулирования огромным Капиталом.
Непреодолимое желание ограбить именно его возникает у
Саккара. Пошатнуть его устойчивость. Изменить положение.
В этом желании соперничества также часто проскакивают
лживые националистические нотки Капитализма. Саккар,
который ненавидит евреев, свято верит в необходимость
сокрушения их финансового могущества. Прикрываясь
христьянской добродетелью, он идет в Крестовый поход
против иноверцев. На самом же деле, он евреям просто
завидует. Завидует их грамотности и способностям
управлять деньгами. Он непременно хочет быть на их месте
и управлять деньгами согласно своим желаниям, править
миром с помощью денег, как это делают они. Жажда
борьбы-конкуренция, заставляющая его нападать на
крупного финансового зверя, движет им всецело.
Читая роман, я невольно ловил себя на мысле,что я также,
как и Каролина, начинаю симпатизировать Саккару. Мне
нравятся его : энергичность, неутомимость,
целеустремленность, способность увлекать других. В
момент, когда Саккар начинает спекулировать акциями
своего Всемирного банка, желая повысить Капитализацию -
вызывает напряжение, неотступное слежение за
ситуацией-нервозность. Все понимают и твердят, что это
спекулятивное повышение приведет к неминуемому падению
курса. Меж тем все ( и даже читатель романа) становятся,
как бы завороженными отсутствием падения-победоносным
шествием Капитала. Из пустого места, фактически из
воздуха, возникают Миллионы, которые помимо житейских
утех их обладателям, служат возникновением
Среднеземноморской пароходной компании, развитию
железнодорожного транспорта в Азии, добыче полезных
ископаемых.
Но даже сам Сигизмунд-социалист одобряет деятельность
Саккара ! Говоря ему ,что без этих усилий-махинаций
Технический прогресс был бы невозможен. Невозможно было
бы сконцентрировать производства, рождать новое, сломать
Феодализм. Но Сигизмунд говорит ему ,что отыграв свою
роль, как когда-то дворянство, Капитализм сами же себя и
уничтожит.
Эти умозаключения, как нельзя кстати, актуальны для
сегодняшней картины мира. Финансовое строительство
Капитализма завершено. Капиталы, выкаченные из народов
Земли, уже не могут толкать прогресс вперед. Дешевая
рабочая сила,обеспечивающая некогда невиданные прибыли,
уже неспособна давать прирост экономике. Это связано с
отсутствием спроса, который и обусловлен дешевизной
рабочей силы. Тоесть получается такой замкнутый круг.
Это вполне очевидный тупик Капитализма, который ему
предсказывали, ещё в начале его победоносного шествия по
миру. А так как очевиден обвал любой Спекуляции -
фиктивной обеспеченности ценностей, он не миновал и мир
2008 года, и Саккара. Экономический кризис - неминуемое
дополнение Капитализма настолько же обвален, насколько и
прогрессивен сам Капитализм, с его новейшими
потребительскими изобретениями. Этот обвал охватывает
всех без исключения. Так как концентрация Капитала
связывает все между собой. Именно Капитализм дает
понимание людям, что в Будущем, чтобы выжить, нужно
научиться любить всех без исключения людей и заботиться
о каждом, как о родственнике. Именно приложение своих
способностей во благо всего общества дает от всего
общества пользу каждому отдельному Человеку. И именно
борьба за, как можно более бескорыстную отдачу своих сил
и способностей должна будет дать выживание Человечеству.

Но это возможно лишь в иной экономической формации мира.
Где мерилом всего на Земле будут не деньги, а Труд. Это
пожалуй, основной вывод из данного произведения, который
я желаю подчеркнуть.

НА ГЛАВНУЮ



Hosted by uCoz