Фея горькой надежды
(Рецензия на поэтическое творчество Людмилы Темчиной)
«Фея горькой надежды», - это первое впечатление от знакомства с поэзией Людмилы Темчиной не только не исчезает, когда начинаешь ещё и ещё раз перечитывать её стихи, но становится всё более отчётливым. Почему «фея надежды»? Почему «горькой»?
Да, в некоторых стихах Людмилы появляется образ
феи и других волшебников, причём появляется неожиданно, когда «заколдованные принцы» или «золушки жизни» уже совсем
отчаялись:
«Покуда веселые дети
Гуляют, весною дыша,
В палате под номером девять
Девчонки больные лежат.
Когда в подворотне с волненьем
Пацан говорит о любви,
Больная по имени Женя
Тестирует сахар в крови.
И если откусит конфету
Подруга, придя навестить,
То юные Женя и Света
Глаза поспешат отвести.
………
…И все-таки очень красивы,
Задорны, умны, веселы.
И фея надежды курсивом
Рисует начало весны.» ( Из стихотворения «В
БОЛЬНИЦЕ»)
Да, не случайно в её в творчестве объявился и «Гарри
Поттер» со всей своей волшебной атрибутикой. Но не только это
делает символом поэзии Людмилы Темчиной «фею горькой надежды». Всё её творчество
буквально пропитано ощущением чуда и
волшебства, которого «не может
быть», но на которое нельзя не
надеяться.
«И
кажется мне, что со мною скоро
Неведомое
что-нибудь случится,
А
может ничего не получиться.
Но я запомню умный
разговор.» ( Из стихотворения
«Разговор»).
«..А в заключенье помечтаю
О том, что быть никак не может» (Из стихотворения «Этюд»)
Даже для переводов неслучайно выбрано стихотворение
«ЛЮБОВЬ ВО ВСЮ ЖИЗНЬ» (Из Адама Смита). Ведь там есть строчки созвучные творчеству самой Людмилы: «…Мои надежды!
- может, вы не тщетны..»
Но почему
надежда такая горькая ? Да потому, что
это очень умная фея. От её зоркого,
почти фотографического взгляда не
скроются никакие «белые нитки на правде», никакое предательство, никакая
глупость. Она хранит надежду, не благодаря, а вопреки тому, что видит вокруг себя:
Я
от жизни унеслась
В
неожиданные дали.
Но
они меня не ждали.
А
вокруг все мрак и грязь.
Я
годами на песке
Замок
строила воздушный.
Оказался
он не нужным,
Дом
построить не успеть». (Из стихотворения «Я нарву себе букет»)
Эта
фея, которая уже отказалась от
строительства воздушных замков:
«…И
смысла нет воздушный замок строить», ведь
«времени
несется паровоз!
Его не остановишь ты рукою,
Лишь попадешь под мельницу колес..». (Из
стихотворения «Борьба»).
Да и какие могут быть «благие желанья»,
когда
«…благие желанья теряют очертанья,
Когда вдали я вижу сгоревший Белый дом…» (Из стихотворения «Октябрьский ветер»)
Сказка
оказалась страшной в ней даже «Мальчиш-плохиш» и тот «стреляет из пушек по воронам» , и «не
пробьешь никак ты стенку лбом, а времени осталось так немного».
Но
всё-таки, как говорится «надежда
умирает последней», а в творчестве Людмилы она не умирает вообще никогда и, не смотря ни на что:
«…товарищ Радость у нас сейчас в опале,
И духом маргинальным
здесь веет за версту,
За наши начинанья лишь
фига нам в кармане
А мы с тобой плевали на эту пустоту!»
(Из стихотворенья «Октябрьский ветер»)
Пускай крутят пальцем у виска, пускай говорят «бред», лирическая героиня поэзии
Людмилы Темчиной непоколебима и в своей горечи, и своей надежде как
Джордано Бруно перед костром на Площади Цветов.
«Весенний
скверик. Веер из газет
Мы
разбирались долго и пристрастно.
И он тогда сказал мне: Это - бред.
А я ответила: Нет, это сказка.
- Послушайте! Но зря воображать,
Что никогда не будет в самом деле...
А я сказала: Нужно приближать
К себе недосягаемые цели.
В руках шуршали пестрые листы,
И правда была шита белой ниткой.
И так
мы с ним не перешли на “ты”,
Хоть проводили время с
ним с избытком. (Стихотворение «СКАЗКА»)
Откуда же черпает силу надежда в её поэзии? Дело в
том, что для её лирической героини «общественное» не менее, а более важное, чем «личное». Человек может предать, но не предаст человечество.
Да, воздушные замки не нужны, если посвятишь свою жизнь вполне реальному
строительству лучшего будущего, причём не только и не сколько для себя, а для всех.
Она
сильна… ибо она наследует…. Что? Главное
наследие предыдущего поколения.
Кому досталось золото КПСС неизвестно. Но тех, кому досталось духовное наследие Павки Корчагина мы узнаем
по делам, и по… стихам. Людмила Темчина
безусловно относится к их числу. Готовность к подвигу, стремление преодолеть
любые жизненные невзгоды, болезни, превратности судьбы, и не сломиться, не
только сохранить надежду, но и нести её другим.
Сочетание нарочитого, иногда убийственного
реализма, с обезоруживающей и воскрешающей надеждой, сочетание горечи и веры придаёт поэзии Людмилы Темчиной
особые завораживающие черты.
Остановимся подробнее на «убийственном
реализме». В качестве недостатка её творчества
придирчивый критик не преминул
бы отметить «антиэстетство». Людмила Темчина
нарочито избегает не только всяческой «гламурности» и
украшательства, но и закрученных ярких
метафор и словесных завитушек, которыми обычно гордятся авторы и которыми
измеряют своё мастерство. Она
демонстративно отворачивается от
«всяких красивостей», как в предмете описания, так и литературном инструментарии. Такая тенденция меньше чувствуется в ранних стихах
и явно чувствуется в более поздних
произведениях. Это придаёт её стихам не только горечь, но и мертвящую тень
того, что позднее критики назвали ёмким словом «чернуха». Но нет, конечно,
никакой чернухи в творчестве Людмилы нет, это лишь тень, которая омрачает лицо
надежды. Некоторые считают, что у надежды всегда должно быть сияющее лицо. Но
не зря заметил как-то один известный поэт: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему просто глуп». Хотя
вечно мрачная надежда, перестаёт быть надеждой, но у Людмилы Темчиной это не
«вечномрачность», это литературная позиция, сознательно избегающая использования приевшихся представлений о «красивой поэзии».
«Да,
я теперь антиэстет», - эпатажно
заявляет лирическая героиня Людмилы Темчиной и
предлагает своеобразное
объяснение:
«Отдать я захотела красоту
Давно за то, чтоб в мире лучше
жили.
Давно осуществила я мечту.
Но жертвы той моей не оценили.
Наверно, не хватило красоты,
Чтоб сбылись жизни солнечной
мечты…» (Из
стихотворения «Превращение»)
Но объяснение может быть и другим. Красота
это не только то, что блистает глянцем в гламурных журналах, но и то, что может
(если захочет) увидеть и почувствовать каждый. Запах первой травы, пробившейся
сквозь талый снег, отблеск осеннего
солнца на падающих листьях, взгляд
ребёнка, впервые увидевшего радугу. Стоит ли воротить нос от
«цветочков-листиков» и ребячьего удивления
и радости.? Ведь это именно то, что, несмотря на все свои усилия,
никогда не смогут присвоить для исключительного пользования всевозможные
прихватизаторы.
Снег, падая, скрывает уродство любых
трущоб, и в этой белизне и богатые особняки и дома бедняков кажутся родом из
одной счастливой и пушистой сказки. С
одинаковой нежностью снежинки
прикасаются и к меховым манто, и к
лохмотьям бездомных. «Но нет», —
скажет антиэстет.
Для
обладательницы нового манто,
снег – это лишь повод для очередной гламурной фотографии в новогодний альбом. А
для бездомного — эти невинно белые снежинки – проявление жестокости природы,
ведь в одежде с намокшим снегом он
будет сильнее мерзнуть. А что касается «травок и листочков», то дети городских джунглей не видят радуги, да и
некоторые эксперты говорят, что в связи
с некоторыми тенденциями в экологии,
травы и листьев тоже скоро не будет.
Это мнимое «антиэстетство» на деле
оказывается лишь тревожным
предупреждением о хрупкости «красоты
мира» и о том, что мир крылатых Пегасов так легко превращается
в мир «намокших крыльев». Да и о мире
«бетона и досок», Людмила Темчина, несмотря на своё мнимое
«антиэстетство» умеет написать намного красивее и проникновеннее, чем иные о
«ночном эфире, струящем зефир».
«Этот день как всегда
Заливают косые дожди.
Тихо хлюпают капли,
Катясь по бетону и доскам.
Я стою на размытом пути.
Что-то ждет впереди.
Не грусти ни о чем.
Это царство - глубокая осень.
В небесах цвета хаки сегодня не видеть
луны,
Не мечтать о полетах.
Лишь прятать намокшие крылья» (
Стихотворение «ГРУСТНОЕ»)
Пожалуй, отчётливее всего установка
Людмилы Темчиной на «антиэстетство»
проявляется в описаниях «образов мужчин» в так называемой «любовной лирике»,
которая почти всегда оказывается «иронической лирикой». Нелегко вспомнить
других поэтесс, в творчестве которых образ возлюбленного лирической героини уж
настолько был бы лишён всякой идеализации. Героиня Людмилы Темчиной видит его
«насквозь» и даже ради «поэтического
словца» никогда не одевает «розовых
очков». Но при этом продолжает его
уговаривать «да ты не трус», продолжает верить в лучшее в нём, любит, так же
как и надеется «вопреки», а не
«благодаря». Но и здесь фея
превращает «отмороженного мальчика» в
«героя на белом коне».
«Твой устоявшийся вполне уют
Я расколю на множество осколков.
Зачем? Сама не знаю… Но пробью
Я ледорубом твой зловещий холод!» (Из
стихотворения «Возвращение на Родину»)
Вот такая
«Герда с ледорубом»!
Среди особенностей творчества Людмилы Темчиной хотелось бы назвать, необыкновенно
привлекательную своей современностью,
такую черту её поэзии как «кинематографичность». Влияние кинематографа в
той или иной степени присутствует у
различных авторов, начиная с 20
века. Но в стихах Людмилы Темчиной эта
«кинематографичность самой высокой
пробы», достойная мастерства больших режиссёров. Например, стихотворение «Спичка»
«Встреча июльская. Не по-вечернему душно.»- Общий план. Камера оператора приближается к действующим персонажам.
«В этих глазах отразится то боль то восторг» – Крупный план. Внимание на лица говорящих.
И вот сам разговор, в котором шекспировские страсти искусно смешаны с ритмическими паузами, переполненными пронзительным молчанием в стиле Чарли Чаплина. И, конечно же, в конце немая сцена вполне по Гоголю.
Работа режиссёра похожа на работу феи. Они оба создают свой мир. Оказывается волшебный мир можно создать, просто взяв в руки бумагу и ножницы.
«В
этот сказочный вечер
Учу
тебя резать снежинки.
Мы
кромсаем бумагу,
И окна украсит узор.
Ты
пока веришь в чудо
И
сказочных фей на картинке,
Ну
а я еще верю
В
тот праздник, что вступит в наш двор.
И
открою я двери,
Чтоб
встретить тут праздник веселый.
И
рискнув простудиться,
Полдня
простою на ветру…
Ты
придумана мною.
Да
все мы в душе – фантазеры.
Жалко
только, снежинки
На
окнах растают к утру» . (Стихотворение «Фантазёры»).
Что
ж снежинки растают, но
«..все-таки летит наперевес
Капризная, но боевая Муза.»
(Стихотворение «Превращение»).
Настоящая фея окрыляет надеждой:
«И было все достаточно серьезно.
И тень сомнений уходила с глаз,
И все мои мечты при мне остались,
И в пекло я по-прежнему рвалась
За лучший мир. И кулаки чесались.
Я не боялась недовольных глаз,
Лихой людской молвы, крутой огласки.
И раньше меня смелость родилась,
И шею я сворачивала часто.
И в общем - зря. И вот, без головы
Я окажусь, наверно, очень скоро.
И поделом. Сменив уютный быт
На полумрак зловещих коридоров.
И потому не дорога мне жизнь.
Сметут сомненья вихри революций,
А с ними силы новые проснуться -
Сквозь тьму дорогу к свету проложить.
(Стихотворение «Борьба»)
И правда, что за жизнь без надежды?
Авелина Абарели, член Союза писателей России