«Среди
русских грёз»,
или
«звук невиданно
чистый и ясный»
(О
поэзии Александра Михайлюка)
Если бы нужно было
охарактеризовать поэзию Александра Михайлюка всего одним словосочетанием, то я
выбрала бы для этого строчку из его собственного стихотворения……….. «Звук
невиданно чистый и ясный».Ясный как
«свет октябрьских берёз», чистый
как «ручьи в притихших рощах»:
«..Бегут
ручьи в притихших рощах
И свет октябрьских берез.
Мы видим все ясней и проще,
Как будто ветер их принес…» (Стихотворение «Ситенка»)
Кредо поэта:
рассказать всем о красоте мира, о
красоте русской природы, о красоте человеческих отношений. Красота не радует поэта, если нельзя поделиться с другими людьми
радостью её созерцанья:
«А зачем я живу,
Если эти цветы
Вижу я наяву,
Но не видишь их ты?»
«Я поделюсь с вами радостью, люди,
Как
хорошо среди белых берез..» , - обещает
поэт и слово своё держит. «Светлая радость берёз» зримо
присутствует в его поэзии. «Ах, Вы опять о берёзах?»,- может скривиться злобный критик, - Как можно
опять перепевать Есенина?». А поэт Александр Михайлюк злобных критиков не
боится, так как знает, что писать нужно по зову сердца, а не по зову критика.
Александр Михайлюк открыто признаёт, что его
поэзия «о том»
«Не о том ли пел Сергей Есенин,
Что пронзает болью сердце мне…»
Поэт Михайлюк знает, что за это его могут и не похвалить, но не отрекается
от права на свою песню, подхваченную за любимым поэтом. Песню, в которой любовь к Есенину, а боль-то собственная…
«Не о том ли, друг мой, не о
том ли
Петь и мне в последний жизни
час,
Удивить уже не могут нас». (Стихотворение «Есенин»)
Тема любви в поэзии Александра Михайлюка неотделима от темы красоты, темы природы, темы предназначения. «Ты нужна мне, как небу гроза..» – говорит лирический герой своей любимой. Но неистовый накал чувств как грозовые облака заслоняет поэту светлые дали. И тогда появляются строчки:
«Жена
поэту вовсе не нужна,
Любовницы тем более не надо,
Душе уставшей тишина важна
И нежная осенняя прохлада.
……………………..
Не лучше ль слышать пенье
соловьев
И хлебом черным радостно питаться,
Чем позабыть призвание свое
И навсегда с поэзией расстаться?» (Стихотворение «Жена поэту..»)
Но всё же поэзия и любовь в его стихах неразделимы:
«Мы с тобою уже никогда не умрем,
а в объятиях крепких навечно уснем.
И потомки не станут дробить имена,
Просто скажут они: это он и она». (Стихотворение
«Мы с тобою…»)
В век, когда искренние
душевные порывы подвергаются иронии (и даже не иронии, а откровенному
ёрничеству), и лозунгом всё большего числа писателей становиться «Больше
чернухи!» и «Ничего святого!», Александр Михайлюк не стыдится «идти не в ногу» с толпой, и сделать своим девизом
искренность, доброту и красоту.
Злобный критик опять
бы сказал, что слова «прекрасный» и «красивый»
появляются в его стихах стишком
часто, и со времён Шекспира нельзя писать о соловьях, розах и сравнивать любимую с цветком. Но Александр Михайлюк подготовил
«свой симметричный ответ» и Вильяму Шекспиру, и всем злобным критикам: «Не
будем спорить мы о красоте…» и «Прекрасней розы нет цветов на свете..»(Стихотворение Вильяму Шекспиру»
Поэзия Александра
Михайлюка жизнелюбива. А если поэт затоскует, и ему покажется, что
« В мое окошко смерть стучится,
Пришла, знать, старая за мной…» (Стихотворение «В моё окошко..»)
то рядом с напевной интонацией печальной русской
песни, тут же услышим задорную
нотку русской частушки:
«Старушки сгрудились у гроба,
А тот, кто умер, глянул в оба».
Поэзия Александра
Михайлюка глубинно русская, в ней чувствуется русская удаль и искренность.
По-русски не жаль ему своей праздничной рубахи, когда за ворот льёт летний
дождь (Стихотворение
«Вся Россия..», и по-русски
бесшабашно он «не считает свои
дни», и «идёт влюблённый по маю»(Стихотворение «Случайные встречи»). Даже
поэтессу Марину Цветаеву он видит в
стиле русских народных сказок и легенд как «зеленоглазую колдунью». (Стихотворение «Марине Цветаевой»)
Хотя поэт городской столичный житель, ему до боли близка русская природа, очарование простой сельской жизни:
«Уехал бы я в праведную
глушь,
Бросает за помин умерших душ…».
Дыхание «Руси древней, Руси изначальной» чувствуется в стихах поэта и он по праву гордится изначальной силой России.
«Вся Россия вышла из
деревни,
Домики, амбары и поля…» (Стихотворение «Вся Россия вышла из деревни..»)
Но главное, как настоящий русский человек он чувствует боль России и понимает, что любовь к Родине - это не лубочное воспевание водки и кваса, а правдивое слово, которое скажет о самом горьком и страшном, и настоящее дело, которое научит бороться с этим горьким и страшным:
«Тот,
кто любит больную Россию
Пить
не станет под страхом свинца.
И
под небом безоблачно-синим
Надо
трезвым пройти до конца.» (Стихотворение «Пить в России……»)
В стихах Александра Михайлюка чувствуется, что предназначение поэта он видит в том, чтобы
будить словом «как колоколом» спящие души»:
«Он бил в колокол, неистово
раскачивал,
На святое дело Русь
подначивал,
За веревку он за длинную
подергивал,
Песню вольную затягивал» (Стихотворение «Звонарь»)
Но
главное - любовь поэта к Родине
и людям проявляется в его вере в будущее, вере в лучшее, вере в
человека:
«Во
всей Вселенной скоро станет ясно
И
новых зорь на землю льется свет.
……..
Бегут
по небу бешеные кони
и
старый мир уходит навсегда.
Одна
на всем багряном небосклоне
Сияет наша светлая звезда»
Хочется пожелать
талантливому поэту Александру Михайлюку
не успокаиваться на достигнутом, так как он и обещал в своих стихах.
«Слышу
звон - он плывет над Россией,
Бьют
тревожные колокола,
Успокоиться
мне не под силу,
Если
Русь свою песнь завела»,
и
радовать читателей чистым и ясным звуком
своей поэзии.
Авелина Абарели,
член Союза
писателей России