ИЗ ИСТОРИИ ПОЭТ-ГРУППЫ "ВЕРТЕП"

20 лет назад, 28 марта 1987 года образовалась поэт-группа «Вертеп». Название она получила так: ее основатели - Михайлюк и Алехин листали словарь и случайно там наткнулись на слово «Вертеп» - пещера, где родился Христос.
Это была группа, состоящая из молодых поэтов-новаторов. Туда входили Анатолий Плево, Михаил Кузнецов, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пименов, Александр Косарев, Александр Михайлюк, Геннадий Алёхин, Георгий Туров, Максим Ждановских, Олег Столяров, Андрей Кузнецов, Лариса Тумашова и многие другие.
В 1987-88 г сблизился с группой «Вертеп» поэт из Мариуполя Сергей Шапкин. По словам одного из поэтов Вертепа Александра Михайлюка, по направлению эта группа была близка к футуризму.

Продолжается Ночь стиха
По выраженью Алёхина
Из Вертепа …(не сдохли
Ещё – в той Москве, до греха
Пожиранья людей – не дошли?
Вы всё-таки были злы
По-мещански, а не сверхъидейно
(черт с вами) и с вашей матерью ейной…)

Подыхайте, Собаки от голода
За то, что провинцию не научились
Любить, понимать и холить…
Слушая «Алису» или «Наутилус»
«ДДТ» или «Крематорий»
Помните (не без аллегории
Говорю!) ваша ошибка –
В мелкотравчатом эгоизме!

Ваша ошибка в том, что сиськи
Ваших дам – останутся скоро без молока
Потому что теории ваши столичные – зыбки
О, далековаты они от глубинной земли.
Вы «быки» и «козлы»
Оставшиеся без «коз» и «коров»
А ну поверуйте-ка в ЛЮБОВЬ!

(Сергей Шапкин)

Деятельность группы была бурной – это и концерты в школах и техникумах, и выступления на Арбате – цитадели перестройки. Поэт Вертепа А. Косарев, славящийся обилием написанных стихов, рассказывал, как во время выступления в школе ему подали записку:
- А сколько всего у Вас стихов?
- Три тысячи! – не без гордости ответил Александр…
Но чаще А.К. жил в деревне под Вологдой, где пополнял коллекцию своих произведений.
Другие были не только авторами, но и пропагандистами. Так, А Михайлюк и Г. Алехин ездили в феврале 1989 года в агитпоезде на БАМ.
Друзья-поэты ездили в Переделкино. В 1988 году Алехин, а в марте 1990 года А. Осмоловский и Д. Пименов были у Вознесенского. А Плево перечитал все многочисленные стихи С. Шапкина за 1983-86 г.г.

11 ноября 1988 года в Московском Комсомольце появляется статья поэта Андрея Вознесенского о Шапкине как о главе "Вертепа": «Эта группа – свежий росток художественного движения молодой культуры, которая быстро пробивается в поэзии, музыке, живописи, скульптуре…»
Также журнале «Знамя» N 2 за 1989 год в одной из статей были строчки: «Мы – поэты из «Вертепа. Небо – слепо».
А в 1989 году вышла собственная книга молодых поэтов «Вертеп».

Хотя в Вертеп пришли как старые друзья, так и незнакомые до того люди, между ними шло интенсивное общение, они писали друг другу и письма. Часть из них вошла в многотомник С. Шапкина, часть - в архивы отдельных поэтов.

Сергей Шапкин больше всех дружил с Анатолием Плево, который помогал ему в творческом плане, выбирал его лучшие стихи. Подолгу жил в Москве у членов Вертепа Г. Алёхина и М. Кузнецова. В 1987 году в Москве вышел сборник "Вертеп", куда вошли и стихи Сергея Шапкина.
Вертепу он посвятил свой "Учебник для начинающих поэзию". "Вертеп, ищите не бонзу, а Графоманов", – писал он. Он собрал много стихов членов "Вертепа" в свой архив. Благодаря ему сохранились многие ранние стихи поэтов Вертепа. Недавно они были напечатаны в книге "Вертеп – это Шапкин" вместе с перепиской с Вертеповцами.

Но структурно Вертеп делился на несколько групп и отдельных творческих личностей:

Алехин и Михайлюк образовали поэтовечность «Всё».
Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пименов и Юрий Туров – группу «Последняя волна».
Также там были отдельные творческие личности – Александр Косарев, Сергей Шапкин, Лариса Тумашова, Роман Черкасов.

Но были и более серьезные различия о методах и критериях творчества.
Так, часть поэтов (Алехин, Михайлюк, Косарев) создало течение «гениализм». Они считали, что поэт должен стремиться к гениальности.

«Я гений
Красоты своих произведений» - писал А. Косарев.

Другие были приверженцами эмоционализма (Осмоловский, Шапкин). Последний написал Манифест эмоционализма в Мариуполе. Вознесенский также писал об эмоционализме.

«О милые московские друзья,
Мы пили водку и стихи кропали.
Про то нам музы нежно нашептали,
Как по утрам болела голова.
О юности мы думали годах,
О грустности ее и о забавах,
О бодрости ее и крепких снах,
И о словах, сердечных и лукавых»

С. Шапкин

Из письма Осмоловского Михайлюку:

«Гениализм несомненно отпугивает членов Вертепа (Туров, Кузнецов, Ждановских). Этого нельзя допустить. Если дело так пойдет дальше, в Вертепе будет серьезный раскол, который повлечет за собой споры, фракции, коалиции, которые в свою очередь повлекут за собой литературные споры, переходящие в политику, и талант будет уходить не на стихи, а на трескотню. Этого нельзя допустить. Уже сейчас началось разбирательство – кто ишачит, кто руководит, кто нахлебник. Разве это главное? Если поэт пишущий, талантливый, не хочет ходить по редакциям, он обязан это делать? Не правда. Другое дело, он не должен входить в группу, раз ему наплевать, раз ему наплевать на пребывание и выступления ...любой неактивный член «Вертепа» уйдет, и не будет цепляться за членство, а его стихи могут остаться литфондом «Вертепа», который «Вертеп» опубликует, когда будет иметь имя и признание. Жесткие меры…попахивают РАППом, где было больше политики, чем поэзии."

Надо сказать, что активность – это камень преткновения для многих литобьединений. Одни считают, что все участники ЛИТО должны вносить равный вклад. Другие считают, что литобьединение – это не партия.
Но что, если речь идет о новаторском литобьединении?

Плево был сильным редактором, а А Михайлюк как никто – умел пробивать стихи в печать. Были и просто "работники пера".
У каждого были свои интересы и возможности.
Еще одной причиной раскола А.Осмоловский считал гениализм.
По его мнению, эмоционализм, который не предусматривает рамок, в противоположность гениализму, мог всех обьединить.

Споры в поэт-группе были жаркие. Ведь люди были молодые, увлеченные, темпераментные. И политика неумолимо врывалась в жизнь.
Перестройка шла вперёд и не всем нравились преобразования тех лет. В обществе появились ростки многопартийности, увеличился разброс политических взглядов и настроений.
В ноябре 1989 года "Вертеп" был распущен из-за разных взглядов его участников. Произошёл разрыв коммунистов с некоммунистами.
Левая его часть – Алёхин, Михайлюк, Косарев, Плево образовали ЛИТО "Свет".
Сергей Шапкин по взглядам был близок к демократам и пошёл своим путём.
В конце 1988 года Сергей был вынужден уехать из Москвы из-за последствий порока сердца. В Мариуполе он основал свою литгруппу.
Осмоловский ударился в анархизм, авангардизм проповедовал «Эстетику разрушения». Сейчас он – известный художник – авангардист.
Многие поэты обзавелись семьями, у каждого своя жизнь. Но все же они в большинстве общается, кто чаще, кто реже.
Кто-то пропал из виду, как Л. Тумашова.
Алехин и Плево в 1999 году в результате партийно-политических разногласий отошли от «Гармонии», успев впрочем издать совместный сборник «Малиновый Звон».
С. Шапкина, Р. Черкасова, И. Зубкова уже нет в живых. Но мать С. Шапкина, Лидия Александровна, продолжает его дело – а значит дело Вертепа. Также она участвует в недавно созданном левом литобьединении «Дождь».
А еще в Совете Лито действует ЛИТО «Гармония», куда входят два бывших «вертеповца» - А. Михайлюк и А. Косарев, и зеленоградец А. Соколов (в Зеленограде и проходит большая часть мероприятий Гармонии) которое можно на полных основаниях назвать преемником «Вертепа».

Людмила Темчина (ЛИТТО «Дождь», бывший член ЛИТО Гармония)
НА ГЛАВНУЮ



Hosted by uCoz