Сергей Шапкин родился в 1960
году в городе Мариуполе, где прошли его детские и школьные годы 1960-1978.
Его бабушка по отцу была
родом из Гуляй-поля, и в юности, по словам поэта, возможно, была одной из
возлюбленых Нестора Махно. Его мать – Лидия Александровна – учительница
русского, украинского языков и литературы, ныне на пенсии. Отец – Георгий
Шапкин - однокурсник матери, самобытный художник, родом из Полог Запорожской
области, был усыновлен Яковом Шапкиным, в 30-е годы – комсомольским работником
в Пологах. (позже развелся с матерью). Младший брат поэта, Володя, родился в
1970 году.
С 10 лет у Сергея
обнаружился ревматический порок сердца, поэтому много времени ему приходилось
проводить в больницах и санаториях. Но Сергей был живым, общительным и
незаурядным ребёнком. У него было много друзей и знакомых.
Позже он написал:
Я с
детских лет умел сердца тревожить
Своею
живостью – то грустной, то смешной
Меня
любило столько непохожих
Людей, столь
чуждых меж собой.
В 14 лет в Киеве ему
прооперировали сердце. Теперь он вынужден был особенно следить за своим
здоровьем.
Стихи начал писать в 1977 году. В 1978 году поступал в Славянский
пединститут. Сдав успешно 2 экзамена, изменил свое решение.
В 1979 году поступил учиться в медицинское училище (город
Мариуполь). В том же 1979 году перевёлся в ленинградское медучилище N 8.
Закончил его в 1982 году. Все эти годы писал, читал, увлекался поэзией.
В 1984 году поэт приезжает в Москву – по его словам - “искать
славы”. Меня «тогда не поняли, нашли забавным…»
- писал он. В 1987-88 г сблизился с группой
«Вертеп». Это была группа, состоящая из молодых поэтов-новаторов. Кроме него
туда входили Анатолий Плево, Михаил Кузнецов, Анатолий Осмоловский, Дмитрий
Пименов, Александр Косарев, Александр Михайлюк, Геннадий Алёхин, Георгий Туров,
Максим Ждановских, Олег Столяров, Андрей Кузнецов, Лариса Тумашова и многие
другие.
По словам одного из поэтов
«Вертепа» Александра Михайлюка, эта группа по направлению была близка к
футуризму. Об этом времени поэт Сергей Шапкин написал так (смотри «Младенец
Вечности» - многотомник
поэта):
Продолжается Ночь стиха
По выраженью Алёхина
Из Вертепа …(не сдохли
Ещё – в той Москве, до греха
Пожиранья людей – не дошли?
Вы всё-таки были злы
По-мещански, а не
сверхъидейно
(черт с вами)(и с вашей
матерью ейной…)
Подыхайте, Собаки от голода
За то, что провинцию не
научились
Любить, понимать и холить…
Слушая «Алису» или
«Наутилус»
«ДДТ» или «Крематорий»
Помните (не без аллегории
Говорю!) ваша ошибка –
В мелкотравчатом эгоизме!
Ваша ошибка в том, что
сиськи
Ваших дам – останутся скоро
без молока
Потому что теории ваши
столичные – зыбки
О, далековаты они от
глубинной земли.
Вы «быки» и «козлы»
А ну поверуйте-ка в ЛЮБОВЬ!
Это произведение поэта
говорит о сложности взаимоотношений и миропонимании каждого.
11 ноября 1988 года в
«Московском Комсомольце» появляется статья поэта Андрея Вознесенского о Сергее
Шапкине как о главе "Вертепа": «Эта группа – свежий росток художественного движения молодой культуры,
которая быстро пробивается в поэзии, музыке,
живописи, скульптуре…»
Лично Сергей больше всех
дружил с Анатолием Плево, который помогал ему в творческом плане, изучал его
творчество, выбирал его лучшие стихи для будущей печати. Сергей подолгу жил в
Москве у членов Вертепа А. Плево, Г. Алёхина и М. Кузнецова. В 1989 году в
Москве вышел сборник "Вертеп", куда вошли и стихи Сергея Шапкина.
«Вертепу» он посвятил свой
"Учебник для начиняющих поэзию". "Вертеп, ищите не бонз, а
Графоманов," – писал он. Поэт собрал много стихов членов
"Вертепа" в свой архив. Благодаря ему сохранились многие ранние стихи
поэтов «Вертепа». Недавно они были опубликованы Л.Шапкиной в книге
"Вертеп» – это Шапкин" вместе с перепиской с вертеповцами.
Но перестройка шла вперёд, и
не всем нравились преобразования тех лет. В обществе появились ростки
многопартийности, увеличился разброс политических взглядов и настроений.
В ноябре 1989 года "Вертеп" был распущен из-за разных
взглядов его участников. Произошёл разрыв коммунистов с некоммунистами.
Левая его часть – Алёхин,
Михайлюк, Косарев, Плево образовали
поэтовечность "ВСЁ", сменившую название на ЛИТО
"Свет".
Сергей Шапкин по взглядам
был близок к демократам и пошёл своим путём.
В конце 1988 года Сергей был
вынужден уехать из Москвы из-за последствий порока сердца. До 1991 года лечился
дома, потом поехал в Палангу. В Жданове он становится активным участником
группы "Мемориал". Выступал за переименование города и снятие
памятника А. Жданову в Мариуполе.
В 1992 году Сергей пишет
письмо Ельцину в пользу запрета КПСС, осуждает её защиту. Он предлагает строить
Россию по типу американского государства. Но когда участники ГКЧП попали в
«Матросскую Тишину», Сергей послал А.
Лукьянову в «0Матросскую тишину» письмо со своими стихами, посвященными ему. –
Поэму «Очищение».
« Право не знаю –
По какому Закону
Вы президент, но я на Троне
БОЖЬЕГО ЗАКОНА, ШАПКИН –
ПОЭТ!
Не чета Лукьяновым
На поприще пророчеств!» и
т.д.
Сергей не одобрял распад
СССР, его угнетала появившаяся нищета.
В 1993 году Шапкин вступает
в ЛДПР.
С 1992 года Сергей учился в
РОУ на факультете изучения религий.
В 1993 году посещал как
вольнослушатель Московский Литинститут, но разочаровался в программах
В Москве в 1992-1993 годах
Сергей жил у Александра Матвеевича Агапова – строителя 1-й линии метрополитена.
Сейчас А.М. Агапову 95 лет. Позже жил в общежитии МИСиСа у родного брата (93-94
гг). В общежитии случилась неприятность – он тяжело заболел, кроме того, его
обокрали, и он уехал домой.
Первой гражданской женой
Сергея была Оксана Продывус, (г.Калуш), 1986 г., затем демократка по убеждениям
Н.Леонова (1988-1991), которая посвятила ему много лирических произведений. Но
наиболее духовно близка ему стала Ольга Тройнова, учительница, после смерти
поэта недолго работала в открывшемся музее Сергея Шапкина.
С 1993 года здоровье Сергея
стало резко ухудшаться. Давала знать операция на сердце, сказывался и образ
жизни к сожалению нередкий для творческих людей – «ночные бдения»…
Поэт тяжело болел. За месяц
до гибели – в ноябре 1994 года - Сергей последний раз был в Москве, в русском
ПЕН-Клубе на Неглинной у Александра Ткаченко, откуда попал в больницу 59
г. Москвы…
А 3 января 1995 года его нашли повешенным в квартире матери (г. Мариуполь, пр.
Металлургов, д 161, кв.. 49)...
Поэт завещал напечатать его
труды. .
"Соберите меня по крупицам.
Соберите души моей лица.
Из небесных громов.
Из подземных толчков." -
писал Сергей.
Мать выполнила его
завещание.1-й том вышел уже в 1995 году и назывался "Младенец
Вечности". Сейчас Лидия Александровна Шапкина издала уже больше 10 томов
собрания сочинения своего сына, и процесс этот продолжается.
ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ШАПКИНА
Сергей был всесторонне
одарённым молодым человеком. Он рисовал, писал стихи, прозу, играл на гитаре,
пел песни, в том числе и собственного сочинения.
Сергей назвал себя
"Младенцем вечности". Отсюда
и название всех его книг, и его самого, и нас всех. «Все мы – младенцы
вечности…» – писал он,- «А я дитя из тех младенцев, которых истребилив в
Вифлееме. Я – сама Иисуса простота. Я вечности НОВОЕ ВРЕМЯ.»
Он был одним из лидеров
таких литгрупп как СМОГ, основателем "Какадемия пророческих
искусств”(1988),группы
"Свинья".
“Слон на Шлаковой
горе", как называли Сергея, был автором поэтического «Манифеста 21 века
Поэтической какадемии пророческих искусств, основателем поэтгруппы «Слон на
Шлаковой горе»(Мариуполь).
«Мы – не футуристы, не
традиционалисты, не концептуалисты и пр…Мы – поэты – духоматы – букваристы. Мы
как дети любим книжки с раскрашенными рисунками. Мы как поэты – младенцы
ВЕЧНОСТИ».
Но к сожалению, при жизни его почти не печатали.
У Сергея было много
псевдонимов – Казкин, Азов, Бабкин,
Богдан Аз…
Стихи Сергея философские по
сути. Они написаны верлибром – стихом с нестрогой рифмой.
К черту рифму! И плавность
– речи! – писал он.
Они обо всём, что видел и
чувствовал поэт. Стихи пронизаны человеколюбием, гуманизмом несмотря на все
проблемы.
Сколько быть седому туману
Доколь быть беспамятству в
нетопырях
Сколько быть безликому
обману
Доколе людям обращаться в
прах
Доколе им влюбляться
безответно
Доколе Солнышку на ужасы
взирать
Доколе горькую пить и пия
рыгать
Доколе плачу над Землёй
летать как ветру?!
Не хочу! Не хочу! Не хочу
Чтоб планету сверлили
смерчи!
Я хочу Я хочу Я хочу
Царства радостных встреч!
Встреч со всем, что ни есть
На нашей, люди, планете
И радость на чудо набресть
Чудо на всё ответа…
В них видна эрудиция поэта.
Ведь он изучал искусство, философию, религии мира. Сергей коснулся всех сторон
нашей действительности.
И эта странная тоска
и вечности присутствие повсюду
и ожиданье непрестанно ночи
(или дня)
само собой нарисовавшегося чуда.
25.06.97 г.
Много стихов о назначении
поэта и поэзии.
* * *
Угрожающе растут размеры
Числ неизданных поэтов
Зато детективы МЭгрЭ
Цензурой доходно пригреты
Эй цензора! Вострите уши
Мы, неизданные, идём
Выволакивать ваши трусливые
души
В поля стихов! –
Топтать вдохновений шустрым
конём!
Сергей словно чувствовал
свою гибель, близкий конец. Многие его стихи печальны. Но даже печаль его была
светлой.
Агонии гони огни!
Много у него посвящений
друзьям, матери.
Много стихов о любви, порой
в его стихах встречаются и нецензурные выражения, в его стихах – боль за
человека, протест.
Очень интересна проза
Сергея. Она во многом автобиографична.
Там он вспоминает свои
детские, юношеские годы.
Знаменательно, что в самом
последнем рассказе, написанном незадолго до смерти, Сергей пишет, как в школе
на уроке пения героя Богдана (будущего поэта, Сережу Шапкина) попросили спеть песню,
и он запел "Там вдали, за рекой". Песня была спета прекрасно.
…И, может быть, обмен
стихами
Помирит нас – в укор
политике.
Поэзия не выше ли политики?
Бес с ней!
А мы –
Останемся друзьями!
– писал он с болью и тоской
своему товарищу Анатолию Плево в 1994 году.
Ему принадлежит аллегоричный
афоризм "Поэты всех стран, соединяйтесь!"
Есть у него и посвящение
поэтам-революционерам, написанное незадолго до гибели.
Тихо рок ложится мне на
плечи,
Потихоньку гнёт всей силой
неба
За гневливые бестрепетные
речи –
А кому, скажите, на потребу.
Надо мною ангелы летают,
Беспечального величия полны,
И тихонько песни ада
напевают
Из-за синевы грядущей тьмы.
Множатся законами вселенной
Муки мук на гневные стихии,
Буквами расчерчены нетленно
революционные стихи…
Силы их вовек неисчерпаемы
Радиоактивностью миров,
Рождены огнём, неугасаемы
Между двух печальных
полюсов.
Трёх стихий они
производители,
(И неугасимый их огонь!)
тайные духовные родители
революционеров всех времён.
Мы вас оживляем, мы вас
губим:
Красота и порчи
безобразного.
Мы вас ненавидим, мы вас
любим.
Речи все шарообразны.
(8.11.94 г.)
Видимо, под конец жизни, он
разочаровался и в так называемой
демократической идее, увидев, во что она воплотилась. Во всяком случае,
в незаконченном романе «Время ревьем» он пишет об октябре 93 года: «Это было начало новой эпохи – эпохи развала
великого братства, эпохи всеобщего хамства в низах, безудержного эгоизма в
верхах… Началась эпоха легализации бандитизма, когда деньги и только деньги
решают всё.»
7 ноября 1994 года он написал такое стихотворение:
Эй, оравы народов!
Начинаю песню Земшара
Из подземных рек на
поверхность
Выползает Третья Мировая
ХХI СКАЛИТ ЗУБЫ КРАСНЫЕ
в отблесках пожаров.
77 Октябрь поет недаром
Ленин встаёт из гроба.
Ленин шагает с массами.
Шагает в обнимку с
Бакуниным.
Идёт разрушенья стихия.
Снова ожили мамонты
И ихтиозавры с крыльями.
Рушатся цивилизации,
Люди полны сумасшествием.
Всеобщая экзальтация –
Экзальтация разрушения.
Лежат города во прахе.
Горят поселения малые.
Трупы повсюду и рады птахи –
Еды навалом.
Снова зверь-человек.
Шерстью покрылся весь.
Пришёл мутации век.
Вернёмся к началу здесь.
Снова съехались шесть
континентов,
Снова братья со всеми
животными,
Революции эксперименты
Нас вернули опять к
мастодонтам.
Хорошо. Стужа скулы сводит.
Дрожь в зубах – единый язык.
Ледниковый период и холод,
И дрожит от горя кадык.
Бродят мамонтов хмурые
толпы.
Вспоминают рай не земле.
К человечеству жмутся вепри
и волки.
С человечеством жить сытней,
веселей.
Сколько лет теперь
потепленья?
Где-то полмиллиона лет.
Ничего подождём в озвереньи
После революций побед…
В многотомник Сергея вошли
стихи, проза, афоризмы, стихи друзей и их письма.
10 том называется «Дневник
Матери». Он отличается от других тем, что кроме его стихов, туда вошли
произведения самой матери Сергея
Шапкина. Некоторые из них весьма талантливы, чем стихи сына. По форме
они как классической направленности, так и в духе верлибров, как писал и сам
Сергей, содержание их многообразно, и охватывает и лирику и злободневные
моменты жизни, в том числе и социальную тематику.
Много стихов матери
посвящены памяти о войне. Есть и мистификация-стилизация под Сергея Шапкина –
на мой взгляд - весьма удачная. Лидия Александровна очень любит Россию такой,
какая она есть, верит в нее.
В Мариуполе есть дом-музей Сергея Шапкина, где собраны уникальные
экспонаты, относящиеся к жизни и
творчеству и его друзей, и собратьев по перу. Основан матерью поэта благодаря
ходатайству РАН (ИМЛИ) РФ (Москва 2004)
Сергей предчувствовал, что его
произведения будут читать, будут, по его словам, изучать «Каждое пятно,
написанное пишущим».
"Когда придут в мой
дом-музей,
То в нём не будет тапочек,
контроля
И прочей бюрократии вещей
Вплоть до пароля…
Я попрошу, чтоб с грязью в
сапогах
Ходили мою хату посмотреть:
На потолок, облупленный на
треть,
На стол: из кроликарни – клеть
Их загс (кролиный)…
Пускай не будет там
сидельщиц,
Реквизита
Как бы чего не спёрли добры
люди
«Здесь жил поэт! – не
говорите
Не здесь он жил! Он здесь…
(бывал в приезде)
Он жил повсюду, но не дома.
Поэтам дома нет, как
такового
И, если вы не бестолковы
То вы поймёте, что есть
кроме…
ВСЁ
13.10.88
(С. Шапкин)
Составитель – Людмила Темчина (Москва)
Редактор Л. Шапкина (Мариуполь)