Людмила Темчина
Всё художественно выглядит
О ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ СЕМЁНОВА
Сергей Викторович Семёнов – физик-атомщик по специальности – один из немногих авторов, пишущих на левые темы – стихи, а особенно прозу.
Это – большой плюс автора И вопрос в том, как он это делает. Герои Семёнова - всесторонняя личность. Он ездит по международным конгрессам (Триста метров, Рай на сквозняке), где отстаивает в кулуарных беседах интересы русской нации. НО если надо – он идёт сотни километров по маршу Антикапитализм с самыми радикальными коммунистами и комсомольцами. (красный дозор), варшавская застава. И даже защищает белый дом в самый опасный момент (отдельный оттиск, костры на опушке). Некоторые его герои погибают в бою но до этого заигрывают с девушками-малолетками (отдельный оттиск), общаются с разношёрстной художественной богемой (чай в приёмной) и дружит со смазливыми банкиршами. (Флёр де форет).
И с ними по ходу дела тоже спорит о классовой борьбе.
Как это уживается в одном человеке, разбросанном по десятку героев, похожих как близнецы?
Так он считает.
А в рассказе триста метров герой сетует, что и при коммунизме придётся выбирать, а выбирать не хочется. И потому он сидит сразу на двух стульях.
Такая вот широта взглядов, вытекающая в плюрализм в одной голове…
Поэтому многие рассказы сумбурны (“300 метров”, “Рикошет”, и особенно “Чай в приёмной”).
Образы и ценные и глубокие мысли мелькают у автора в калейдоскопе. Серьезное переходит в смешное). ГАНГ, до которого (по словам поэта Павла Когана) хотели дойти большевики, превращается в ГАНГ имени Губкина, где учатся на нефтяников.
Это стремление сделать грустное весёлым или высокое – смешным. Это трудно понять. И поэтому не хватает четкости, и порой юмор скатывается к пошлости.
Но устойчив ли этот баланс?
В рассказе Отдельный Оттиск герой в шуточной форме поздравляет своего друга-учёного с 7 Ноября. Друг также в шутку отвечает. Но вот через 5 лет он уже не шлёт коллеге ответного приветствия. Он пишет ему жёстко: Коммунистический привет мне не нужен. Мир революционного эстетизма рушится и учёный чувствует это по себе. И он сам опровергает ту мысль ту мысль, что можно спокойно прожить, не выбирая.
И как талантливый писатель-реалист он не может этого не показать.
Вообще самые лучшие места у Семёнова те, где есть масштабные сцены и крупные явления (Трудовая Россия), события 1993 года, тот же марш Антикап. Тогда неплохо устроенный учёный прикасается к крупным и непростым событиям. И его уютный мирок рушится.
“Мы не уйдём отсюда
С надеждою на чудо,
Поскольку место это –
Не для простых минут.” - написала я про Площадь Восстания в повести “Октябрьский ветер”.
Серьёзный документальный материал здесь сам задаёт писателю стиль и чувства.
А когда Семёнов пишет о богеме и об обывателях, то уровень прозы падает ниже среднего.
И это неудивительно для прозаика-реалиста – на зеркало неча пенять. А показать талантливо всю гнилость богемы, всю сущность обывателя – это, к сожалению, не получается. И прорывы происходят лишь по уровню отдельных фраз, но не мыслей “Пункт Интернета – у самого берега”. “В Артеке – граждане Беслана.”,“В США работников заставляют покупать каждый год машины”. Эти наблюдения человека, видевшего мир, очень ценны и интересны.
Невольно мы видим галерею современных богемных завсегдатаев. “Тусовка – для кого-то цель литературного процесса”. Герой мечется между богемной жизнью и борьбой. Он может поехать к любовнице, а может в научную библиотеку и этот выбор равноценен. “Захотелось стремительной лёгкости” – пишет Семёнов.
В Флёре де форе – показана сама глубина внутреннего конфликта героя, обнищавшего учёного, который делает де-факто предложение новорусской девушке, чьи взгляды чужды ему. Пусть она глупа. Но… “Я всех красивых девушек приглашаю познакомиться с литературными новинками” – отвечает он ей. Вот в чём собака зарыта. А подумайте, многие из читательниц, достойны ли мы с вами читать Сёмёнова, или как? Не лезем ли не в свои сани? А вообще грустно, товарищи, что даже если победит коммунизм, личные проблемы никуда не уйдут. Всё равно и тогда все будут смотреть на красоту и внешний лоск. Даже коммунисты.
И вот Семёнов краем пера показывает Лидию Сохнину из комбината Маяк, которая говорит про успехи советской науки. Она некрасива и немолода, но я вижу в ней настоящую героиню.
И это проступает, сметая всю сопровождающую её иронию Семёнова. Она ДОЛЖНА понравиться!
Если Семёнов хочет перерасти из среднего салонного писателя даже в рядового члена ЛИТТО “Дождь”, он должен лучше чувствовать вектор истории и соцреализма во всём.
И вот, в рассказе ОТТАВА я вижу признаки этого прорыва. Рассказ построен на приёме контраста. Герой, успешный учёный с ничем не оправданной (?) манией величия, мечтающий и не напрасно о фирменных герлах. И вот рядом его брат, с которым он рос и играл в детстве, и который так и остался рёбёнком. Расцвет героя омрачается деградацией брата. И вот здесь виден реализм. И зловещая тень неравенства не сугубо социальная, и тем более трагичная. И это-реализм, разрушающий стремительную лёгкость, и тем самым её создающий…
Этот рассказ оказался самым сильным в объёмной подборке.