ПОЙДЁМ НА СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Рецензия на сборник "Кипарисовый ларец -№3"

 

Название сборника не случайно. В него вошли произведения молодых поэтов — членов одноименной литературной студии. На её счету этот сборник — третий.

И студия «Кипарисовый  ларец» отличается от многих других тем, что делает упор на профессиональную поэзию.

Известно, что кипарис — это экзотическое дерево, а ларец из него — старинное украшение комнаты, отличается изяществом и наверняка содержит в себе что-то ценное. А ещё у ларца есть крышка и замок, а значит попасть туда может не всё.

" Мы держимся вместе в эти трудные времена, — написано во вступлении к сборнику — живём своей литературной жизнью и созидаем то, что называется современной русской литературой, в которую уже кажется никто не верит. Но вот есть мы..."

Да, в литературу сейчас мало кто верит. Но авторы сборника и не стремятся быть понятными массовому читателю. Их цель — другая...

А что определяет, по мнению составителей сборника, литературу, а тем более — истинную? По мнению О. И. Татариновой, составителя сборника, это связь с культурный пространством.

Это — почти математически скрупулёзное следование определённым правилам, и — общение с классиками поэзии — чем теснее, тем лучше.

В вышедшем сборнике представлены, как пишет составитель, авторы вполне стожившиеся, известные (но всё-таки пока скорее узкому кругу — Л.Т.) Многие из них профессионалы: обучаются в Литинституте, на филфаках вузов, или уже закончили их.

Стихи Александра Кроткова схожи по своей манере с поэзией Мандельштама и Заболоцкого. Порой с точностью до деталей:

"Кот мёртв. Он умер сам без трибунала".

А в стихотворении: "Порою в сумерках я вижу жёлтый цвет" — есть что-то от Блока, а в общем оно удачно.

(На такого рода подражаниях сделана вообще добрая половина этого сборника).
У автора хватает в то же время своих достоинств — свежесть мысли, эмоциональность, присущая в этой книге далеко не всем, искренность, размышление о смысле жизни, о времени.

"Временщики, огласите, пора, приговор для подросшего Вити. Виктор, дружок, кем ты стал? —генеральным конструктором сказок и снов."

И те места, где меньше подражательности и академизма, больше связи с современностью, на мой взгляд, у автора наиболее сильны.

Игорь Болычев в приведенных стихах тоже размышляет о судьбе России, о её недавней истории и настоящем.

«Наше время характерно тем,   

Что оно ничем не характерно:      

Ни тебе величественных схем,

 Ни тебе неразрешённых тем,

Всё на удивление бездарно.»

У Ильи Оганджанова тягучий, тяжеловатый для восприятия стиль — одну из баллад он пишет в строку как прозу — с тематикой, тесно замешанной на восточной мифологии, он полон какой-то скрытой  энергии и местами стихи пронзают остротой, неожиданностью образов, которая пробивается через монотонность формы. Самые обычные собыгия жизни, детали, наполняются в его поэзии каким-то глубоким мистическим смыслом.

 

«К вечеру талая речь наполняет пересохшие шлюзы гортани

и становится тише память услужливей пожилого швейцара

вечности хмурые постояльцы щедрее на чаевые к вечеру...»

Стихи Александра Москаенко гладки, грамотны, логичны и при этом слегка приподняты:

 

«И снова — обморочный май,

 На откровение похожий,

 Хоть пригоршнями собирай

 Рассвет, сиреневый до дрожи.»

 

У Александры Козыревой женщина — лирическая героиня пропускает через себя всю трагедию мира:

«Словно на сердце идут огневые бои».

Язык её стихов непрозрачен, даже тяжеловат, да и  есть ли повод для лёгкости, веселья?

 

«Раскатисто смеётся Глеб Жеглов,

Я их зову,  не зная страха боле,

 всех тех,  кого отчаянье сожгло:

 пойдём на семантическое поле...»

Оригинально творчество Михаила Щербины. В его стихах образы, картинки, видимые героем, ярко,  с чрезвычайной лёгкостью, сменяют друг друга.    

« ...Покрывало улетело.

 Под микрофон устало брошена травинка.

 Устойчив образ рокового маслодела.

 Секундомер раздавлен. Веер полон цинка.

 Хочу купить я плащ из пыльного капрона,

 Но фотографии не весят в это лето.

 Я возле паруса ловлю непринуждённо

 лучи от выпавшего на асфальт браслета».

 Недаром у него так много назывных предложений. Порой эта лёгкость доходит до стадии потока случайных мыслей — отражения некой увлекательной энтропии нашего мира. И сам предмет стихов — то же самое.

«Во что я верю? Может быть,  в Распад» — признается автор в одном из стихов.

Своеобразен Сергей Кромин,  печатающийся под псевдонимом СКРЫ. У него описание сермяжной, порой чёрной, повседневной обыденности дано в патриархально — религиозном ключе и выражено это в стиле напевной изощрённой звукописи, когда слова уже отрываются от своего смысла и превращаются в какие-то скороговорки. В его стихах много старославянских слов, украинизмов, просторечий а то и просто бессмысленных сочетаний звуков, что роднит его с футуристами.

«Вот и спит авсень

  А в овсе синь

  Вот и спет авсень».

У Яна Соловьёва всё наоборот, логично до предела. Он в неизменно жёсткой, бескомпромиссной манере передает бессмысленность жизни, бездушие мира, приводящие к тотальному отчуждению человека. В общем, подборка данного автора пропитана духом изрядного пессимизма и негативизма. И от неё веет холодком. В стихотворении «Поэт» он замечает:

«По тонкой грани двух вселенных

Идёт поэт с закрытыми глазами

Он точно знает: шаг любой от грани

Рассматривается как попытка к бегству.

ВЫСТРЕЛ!!!»

И вправду, все стихотворения Яна находятся на границе с жутковатой запредельностью.

Пожалуй, выделяются из общей массы стихи известного поэта Ивана  Макарова. Он пишет просто и искренне. Осень — вот лейтмотив этой подборки. А это — вынужденная переоценка всего, переделка, причём не в лучшую сторону:

«Друзья, мы собрались как кролики в удаве,

Пора ночная — перемена масок».

Стихи подёрнуты пеленой ностальгии, и поэтому в чём-то перекликаются с творчеством позднего Есенина (но без деревенской тематики).

Стихи Павла Рожина и Ильи Костянова интересны своей лаконичной образностью — в некоторых из них всего по одной строке. Но если у Павла Рожина преобладает лирический уклон, роднящий его с жанром рок-поэзии (Павел — ещё и автор-исполнитель собственных песен), и, пожалуй, там многовато красивостей, свойственных песне:

 «Собака лает всеми цветами радуги

 Поезд уходит всеми гаммами спектра

 Кристаллы музыки и живые клетки

 Создают в бокале горящее тело»,

 то у Ильи Костянова стихи резче и публицистичнее:

«Крест запеленали в кровавое полотенце.

 Господи! Ты с нами? Или против нас?

 Решай!»

Есть в подборке и стихи самой Ольги Татариновой — добротные, философские, сложные по мысли и по форме, местами переходящие в верлибр.

«Город огромный и непреодолимый тянется

из конца в конец Вселенной

Суперматические квадраты, треугольники

могильники старых и добрых смыслов.

Разверзается Вечность под ногами промчавшихся

по истории всадников

с их колесницами возками обозами тачанками ...»

А завершает книгу единственный непрофессионал — 11-летняя Оля Крылова — впрочем, уже пробующая себя в художественном переводе.

Такая вот в Кипарисовом ларце поэзия. Безусловно профессиональная, местами несколько вторичная. Но это в данном контексте и говорит в пользу её интеллектуальности. И хотя О.Татаринова говорит о прорыве подобных стихов в 21 век, но скорее, веет от всего этого пышного соцветия далекими десятыми годами, декадансом всех видов.

Качество всех стихов у каждого автора представлено, бесспорно, высокое. И поэтому сборник в целом несёт в себе особую неповторимую атмосферу. Думаю, он заинтересует читателя. Поклонника интеллектуальной поэзии — особенно.

Л.Т.

1997 год.

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz