Море красных флагов на площади, замечательные песни да кучка бесстрашных
ребят это — "Молодая гвардия", ВМГБ — легендарная коммунистическая
организация, за плечами которой славные героические дни.
«Ты знаешь, Марина, это
такие ребята. Слов нет! Они — настоящие герои. Они — как народники —
шестидесятники 19 века. Видела бы ты, как они поют и ничего не боятся,
понимаешь» — говорит Алексей жене.
Организация эта на слуху и
для одних это гроза, для других — надежда. Александр Косарев в своей повести и
рассказывает нам об этой организации, его повесть — о времени и о том, как
борется с режимом маленькая, но отважная левая организация.
Он охватывает
действительность, рассказывая о том, как живется при капитализме, при этом часто конкретные зарисовки заменяются у него философскими
обобщениями. Последние, хотя и связаны с сюжетом, но нередко живут сами по
себе, своей жизнью, и автор начинает растекаться мыслью по древу. «Наше общество
агонизировало. Залах разложения вызывал у нас рвоту, поэтому мы спешили к
кораблю, чтобы поскорее улететь.» При нравах общества, где «человек человеку
волк», правы те, кто боролся, кто сопротивлялся всемогущему режиму. «Природа
... живёт отдельно от человека. Она даже враждебна ему, холодна, сыра,
ветрена». Но однажды человек просыпается с таким чувством единения с холодом,
сыростью и ветром, что уже не различает, где он, а где природа. И тогда
оказывается, что к этому времени человек готовился всю жизнь». Есть упоение в
бою!
Автор показывает всю картину
борьбы «Молодой гвардии», всё её многообразие. Вот они клеят листовки, вот —
проводят агитацию среди рабочих и под их руководством рабочие захватывают
завод, вот сражаются с ОМОНом на митинге. Очень живо описан эпизод встречи в
метро, такие встречи имели место и в реальной жизни. Много у молодых
коммунистов и трудностей — у них нет даже помещения для собраний. И это не
случайно. Ведь нынешнему режиму менее всего нужно, чтобы работали такие
организации.
Борьба здесь идёт не на
жизнь, а на смерть. Картинки деятельности организации сменяются с
калейдоскопической быстротой. Но это не фильм, а скорее — набор фотографий.
Автор показывает тех людей, которые состоят в организации.
Надо сказать, что люди эти не выдуманы, а у них есть
реальные прототипы. Это Миша — прирожденный руководитель и идеолог. Главное для него — революция, борьба за коммунизм..
И
ради этого он готов пожертвовать своими личными интересами. Он «планировал цель на много лет вперёд, хотя и знал,
что не дойдёт до неё». В своей
борьбе он руководствуется марксистским методом, читал и изучал Ленина.
Алексей
же — это скорее практик, боевая сила партии. Он не чурается любой
работы, даже такой чёрной, как мытьё
полов и стирка белья. Алексей — очень
смелый человек.. Он
бесстрашно сражается с
вандалами, сжигающими на
костре коммунистическую литературу — это явление вполне реально
для нашего времени. Также
он сочиняет тексты листовок..
Андрей — это плоть от плоти
организации. Он тоже — в самой гуще событий, но он любит помечтать и фантазии
уводят его порой очень далеко. И видимо, он
— и есть прототип автора. Он — внутри организации и не разделяет себя с
ней и описывает её жизнь изнутри. И это хорошо в жизни. Но вот в литературе надо немного подняться над всем этим. Да,
это сложно, и ты рискуешь вызвать
несогласие как друзей, так и недругов. Но это необходимо, чтобы донести
свои мысли и картину до обычного читателя. Недаром даже товарищи по партии
говорят Андрею про его повесть: «Как-то всё
это узколобо, смехотворно... Ваша повесть — сплошной надуманный фарс, бестолковый гротеск, мозаика. А
вы еще говорите: социалистический
реализм.. Тут им и не пахнет.»
Да, к
сожалению, при всём уважении к автору, его искреннему желанию поделиться
впечатлениями, нужно признать, что суровый критик во многом прав.
Ведь
реализм предполагает полное описание картины, а тут берётся только одна краска — розовая, да
ещё белая. Поэтому-то и характеры героев выглядят
однобоко. Если Алексей ещё более или менее рельефен, особенно после
описания его личной жизни и увлечений, то Миша — не только пламенный
организатор партии, но прежде всего —
человек со всеми достоинствами и слабостями.
Но всё это не прописано и это недопустимо для человека такого масштаба и читателям остаётся непонятно, что движет
героем в поступках, кроме
марксистской идеи. А ведь читателю хочется узнать, что герой, тем более один из вождей — такой же человек, как и
они, где-то работает, чем-то живёт.
Остальные герои показаны и вовсе в эпизодах, а то и просто
называются по именам..
Все эти
ребята - замечательные. И это не случайно. Автор показывает здесь становление
новых людей с высокими моральными
принципами.
Поэтому
активисты ВМГБ отбираются с особой тщательностью. После начала активной работы
в организацию повалил народ. И вот — образовалась партия
на базе Молодой Гвардии. Но в тяжёлое время, когда борьба не сулит
никаких благ, не всем хочется работать, не жалея сил. И уже вскоре решено
было провести чистку партийных рядов. Автор описывает, как исключали
многих проходимцев и делает это с юмором, высмеивая такое явление, как обилие
тусовщиков в любом движении. И пьяница и многоженец,
конечно, не годятся для организации и подобных людей исключают совершенно справедливо. В отряде
остаётся 120 человек. И тут лидеры не
могут уже остановиться в своём «термидоре» и вводят такое требование, как высокие моральные принципы. И это
замечательно, но аморальное поведение
— понятие весьма расплывчатое. Тем более, как пишет сам автор, наше общество, мягко говоря, не идеальное
и стоит ли ждать, что все коммунисты
будут идеальными во всём людьми? А ведь, судя по манере письма автора,
ВМГБ стремилась к этому.
И в
результате таких людей осталось 12. Прямо как у Блока! И это — символическая
цифра. И здесь бы ему остановиться и оглянуться. Потому что 12
единомышленников — это хорошо. Но для дела это маловато. И борьба за чистоту
принципов на этом этапе, похоже, перешла к своей крайности — сектантству. А эта та черта,
которая толкает любую организацию на грань
выживания. И все красивые громкие акции оказываются романтической мишурой по сравнению с кропотливой работой
в массах.
Ведь
партия — это не только кучка заговорщиков, которые могут и не поделить
что-нибудь между собой, а массовая организация. И сам рабочий класс понимает
это: «Идея объединения тогда захватывала всех.». Но при этом
Алексей и Михаил считали, что партия требовала чистки. И это вполне оправдано,
если учесть те условия, в которых они работали. Но на это противоречие
нельзя не обратить внимание. Но автор лишь вскользь упоминает его и проходит
мимо, и неплохая повесть осталась незаконченной именно поэтому.
А если
бы повесть была продумана чуть дальше, то скорее всего её конец совпал
бы с финалом, имевшим место в жизни: ВМГБ прекратила своё существование.
Не нужно бояться показывать тёмные стороны жизни, тем более
автор при всех особенностях своей манеры письма явно тяготеет к социалистическому реализму,
правда изрядно разбавленному романтизмом. Хотя оправдывает автора тот факт, что
повесть эта была написана раньше, чем это случилось. И этот финал был бы
поводом для грусти, но не стал ли он бы н
поводом для серьёзного размышления? О том, как трудно маленькой героической организации выстоять в жестокой борьбе
со временем. Какой подвиг совершают люди, идущие в смутное время на борьбу за счастье людей, которые им не
всегда благодарны. «Они не знали
правды и не хотели её знать. Их лишили духовного бессмертия, заменив его
плотским наслаждением».
Да,
волна истории смыла пока Молодую Гвардию с лица Земли, но всё-таки её
осколки появляются в самых неожиданных местах. Её лидеры и активисты
растворились в больших партиях и организациях. Она уже состоялась в вошла в историю
рабочего движения. И хочется верить, что ещё не всё потеряно и многое здесь
всё-таки ещё впереди. Спад движения сменится новым подъёмом. Методом проб и
ошибок, мучительно ища выход из положения, народ объединяется в борьбе против
прогнившего буржуазного режима.
Не хватает порой Александру
и логики в изложении событий. Всё подано, за редким
исключением, как-то отрывочно. Например, он пишет, что Михаил ездил в
Краснодон, но не рассказывает ничего о поездке, а она была решающей для
организации. Может быть он и не был там сам. Но для этого у писателя есть
друзья н фантазия! Мало показано и общение героев между собой, их взаимодействие. Чем отличаются эти столь яркие личности? В чём
они согласны, о чем спорят? Не всегда раскрыт внутренний мир героев,
поэтому многие поступки героев порой остаются непонятными для читателя. Когда
автору удаётся преодолеть подобную отрывочность, такие места при сильной эмоциональной окраске изложения становятся прямо шедеврами.
И в этой повести таких мест больше, чем в других, известных мне. Поэтому нужно
во-первых держаться на уровне, а во-вторых идти дальше. Хочется пожелать автору
творческих успехов, и, может быть, дальнейшей
шлифовки данной повести — она того стоит, ведь она нужна не только
самому автору, но и обществу! Это — одно из немногих произведений жанра новой революционной прозы. Вот на какие
размышления толкнуло меня чтение повести «Молодая Гвардия».
Людмила Буранова