Людмила ТЕМЧИНА



МОТИВ ПОКОЛЕНИЯ



Рецензия на роман-трилогию Владимира Пронского «Провинция слёз»

Над этим монументальным трудом Владимир Пронский работал более двух десятков лет. На более чем тысяче страниц книжного текста разворачивается история простой русской семьи с начала 30-х годов ХХ века и заканчивается она в начале 90-х. Сознаюсь, трудно было рецензировать такое масштабное произведение, охватившее столь значительный отрезок времени и жизни множества героев разных поколений.
Эта книга не для легкого чтения, но она достойна самого широкого читателя.
Большая часть действия проходит в селе Князеве близ Пронска на Рязанщине. Герои – самые обыкновенные люди. Главная героиня – Надёжка Савина, дочь многодетной крестьянки, семья которой в коллективизацию, отказавшись вступить в колхоз, переехала из родной Мотовки в лесное Городище «с обидой на людей и власть».
В романе Надёжка проходит путь от девочки-подростка до многодетной матери и бабушки. Личная ее жизнь развивается на фоне жизни страны, отражаясь в ней, как в своеобразном зеркале.

ПРОЛОГ

Перед коллективизацией Савины, продав лошадь за долги, остались на перепутье, не желая вступать в колхоз, и всё-таки от греха подальше отвели корову на общий двор, а сами переехали в лесничество, расставшись с наделом. В тот лихой год, вопреки всему, Надя, выросла и похорошела, «не девка, а загляденье стала… Милое курносое личико, недлинная, но густая коса, талия обозначилась и плечи округлились…» Перед Троицей, нарядившись в атласную бежевую кофту с длинными рукавами и перламутровыми пуговицами, девушка собралась в гости к сестре Вере, лет десять назад вышедшей замуж в Князево. Дорога непростая: землянка отшельника, лес… В лощине перед селом Надя увидела князевское стадо и было успокоилась. Однако ее поджидал огромный бык, испугавшись, она не знала, как от него спастись. «Правда, совсем рядом стояла одинокая молодая груша, и, не успев ничего сообразить по-настоящему, Надя метнулась к ней, споткнулась, испуганно вскочила и еле-еле успела зацепиться за нижние ветви». Надя просидела на дереве несколько минут, показавшиеся ей вечностью, крича о помощи. К счастью, на её крик подоспел молодой пастух Павел Савин – спас Надю от быка… и назначил ей свидание.
Именно с легкой руки Павла все стали называть ее «Надёжка». Между парнем и девушкой вспыхнула настоящая первая любовь. Через год их поженили. «Хотя время стояло тревожное, голодное, но свадьбу сыграли не самую бедную. Два дня гуляли у Савиных. Два дня у Надёжки гудела голова от счастья и внимания людей, а на третий, когда разошлись и разъехались гости, она вдруг поняла, что оказалась в другом мире». Так началась ее взрослая жизнь.
Родители мужа – Григорий и Акуля – сначала встретили её ласково, но потом начали называть «пустоцветкой». За те два года, пока Павел служил, свекор «надоел до невозможности». Мать же говорила дочери: «Терпи. Бабья доля известная!» Но когда Надёжка убедилась, что беременна, она разревелась «слезами радости». С того памятного вечера на неё смотрели как на царицу. Жизнь налаживалась. И в семье, и в селе, несмотря на отдельные «перегибы». Семья Савиных обзавелась коровой. Чуть ли не до последнего дня беременности Надёжка ходила на работу в колхоз, и бабы считали ее своей. Однажды утром она родила семимесячного Сашку – своего первенца.

ПЕРВАЯ КНИГА

Нрав села патриархален и жесток. Но так сложилось веками. «Мы люди простые. Вперед не суемся, сзади не отстаем», – заявляет Павел. Он – сын конокрада Григория. Они были последними людьми, но после Финской кампании стали в почете. Старший сын Григория, Иван, был убит за конокрадство. Правда, Григорий скрывал это и говорил, что сын погиб за Советскую власть.
Смена поколений происходит на глазах читателя. После Сашки Надёжка тяжело рожает Бориску. «Счастливым будет – весь в мать курносенький», – замечает ее сестра Вера, но, к сожалению, все сложится не так.
В первой книге особенно колоритно описывается нехитрая деревенская жизнь со сказками про домовят, деревенскими плясками, гибелью скота, бедностью. Угроза новой войны уже в воздухе. «Главное, чтобы какой-нибудь заварухи не вышло. В газетах-то только и пишут: то в одном месте неспокойно, то в другом агрессия», – говорит Павлу шурин Дмитрий. Все деревенские невзгоды меркнут перед войной. Военные печали перемежаются лишениями, ставшими еще тяжелее. Война даже в тихом селе дает о себе знать. Показывая «проводы» председателя колхоза Волочаева, уходящего на фронт, автор говорит: «Он не знал, как сложится дальнейшая жизнь в Князеве. Но в том, что она не будет лучше, был уверен». И в подтверждение этих слов, через Князево один за другим идут обозы с ранеными из-под Тулы. Но даже эта мрачная реальность имеет свои лучи света. Таким светом становится речь Сталина и парад на Красной площади 1941 года.
И когда в Князеве строят рубеж, до жителей доходит: «Вот и к нам пришла война!» Показывая отвагу и героизм сельских жителей, автор при этом никого не идеализирует, как не раз бывало в литературе. Ведь он показывает реальную жизнь, а не лубок. Чувство патриотизма борется с собственными интересами: многим тесно от внезапных постояльцев-солдат, Григория возмущает часовой у его собственного дома. А Ксенофонта Ивановича часовые убили за то, что, хватив лишку, он начал бегать ночью по селу. И рядом курьезные моменты: Надёжке оказывает внимание рыжебородый красноармеец, и домостроевец Григорий упрекает ее за то, что она улыбалась солдатам. Рефреном – голодный сын Бориска со своим вечным «Мнямня».
Автор показывает напряженное ожидание сельчанами писем, когда почтальон Зина Филимонова по прозвищу «Погремок» становится своеобразным громоотводом чужих бед. «Чуть у кого что-то случилось – сразу я виновата!» – сетует она. А «случаи случаются» в эти годы очень часто… Не зря к внебрачному сыну почтальонки приклеилось прозвище «Военный». Голодные будни, кажется, беспросветны. Савины и их соседи занимаются незаконной рубкой леса, чтобы обменять дрова на картофель. Люди озлобляются. Когда Надёжка родила дочь Нину, свекровь Акуля хотела ее утопить при «крещении» в ведре, «чтобы не мучилась», а после невозможно каялась.
Нет мужчин, – и женщины занимают их место. Надёжка сразу после родов воровски заготавливает с Верой лес для ремонта обрушившейся избы и получает кровотечение. Весною таскает тяжеленные мешки с картошкой. Но все равно некоторые дети умирают от голода – у Нюры, у Зины, которая с отчаяния везет мертвого ребенка в Пронск – показать и упрекнуть председателя РИКа.
А лесник Фокин и в это время строит козни Григорию, мстит за старую обиду; обмеряет ворованный лес. Формально он борется за справедливость, но дело идет о выживании. Но при этом он срывает зло на Надёжке. Символично, что Григорий пытается ему отомстить и даже, находясь при смерти, хочет поджечь его дом, и умирает на чужой усадьбе. Сын Фокина служит в похоронной команде, заодно присваивает вещи убитых, деньги – все это пересылает отцу. В результате лесник купил корову, мечтает поставить избу и… вставить золотые зубы. Своим стяжательством Фокин восстановил народ против себя. Зина с Надей в сердцах чуть не утопили его в проруби.
Но были и другие люди. Когда у Савиных прохудилась крыша, Пантелей с сельчанами помогли Григорию отремонтировать избу, а сам Пантелей, надорвавшись, умер. Качнулась деревенская мораль. Но женщины и в этой ситуации ведут себя неодинаково: Надёжка, Люба достойно сносят свое одиночество, Зина же, спасаясь от голода, идет, что называется, по рукам, но подруги и сельчане не осуждают почтальонку. Потому что у неё детишки «гроздьями» с печки висят. У Зины был отчаянный характер, в то время как у сестер Савиных – традиционный.
В романе сестер зовут Вера, Надежда и Любовь. И это, конечно, не случайно. Поддержка сестер сказывается во всем – и в горе и в радости. Хотя они разные – мечтательная мягкая Надёжка, строгая, консервативная Вера, смелая Люба. На войну приходятся их лучшие годы – годы молодости.
Муж Надёжки – грубоватый, простой и смелый деревенский парень – отличный семьянин. С ним у Надёжки полная ясность и взаимность, без недомолвок. Во время войны он всеми правдами и неправдами рвется увидеть своих домочадцев. Он, например, тайком навещает родню, возвращаясь из госпиталя в Раненбург. В другой раз, чтобы помочь голодающей семье, идет на подлог. Но за такую военную «хитрость» приходится расплачиваться жизнью; Павла переводят в штрафную роту, где он вскоре погибает.
Любовь в романе Пронского всегда соседствует с разлукой, а то и с обидами. Ну что ж – это жизнь!
Сложны и неоднозначны пути нравственности в романе. Так, разведенная Катька Пономарева, жестоко обращаясь с дочерью, изуродовала ее. А при первой же возможности выгнала из дома, чтобы устроить личную жизнь – принять ухажера. Но избалованный в войну женщинами Егор уходит от Кати. Вера, приютившая беременную дочь Пономаревой – невесту сына Федора, в свою очередь прогоняет ее мать. И Катя так и не узнала, что станет бабушкой, – с отчаянья она едет на фронт, после которого становится калекой и умирает. Справедливость торжествует? Но и Егор не эталон справедливости. Когда на безрыбье войны он выдвигается в начальство, то проявляет себя чванливым, бездушным бюрократом.
Скупой мстительный лесник Фокин сам оказывается жертвой своей скупости. Когда, уже после войны, он едет к дантисту вставлять золотые зубы, его до ниточки грабит шпана. Скопидомок тронулся от этого разумом и умирает в безумии.
Роман выдержан в духе реализма. Но он не чужд и мистических отступлений. Большое место в картине романа занимают сны. Когда убитый горем от гибели сына Григорий умер, Надёжка стала жить особой тайной жизнью. И ей явился сон – снился Павел в белой одежде и отец, Федор, Ксенофонт, рыжебородый солдат, Пантелей Иванович, Бирюков – все те, кого к этому времени не было в живых. Сцена встречи покойников потрясающа. Каждый из них рассказывает свою историю, еще не известную читателю.

ВТОРАЯ КНИГА

Вторая книга романа описывает не только восстановление страны, но и вдовство, безотцовщину, бандитизм, гримасы поздней сталинщины.
Как для большинства женщин, для Надёжки семья – это главное. Так повелось с юности. И она у многих вызывает симпатию. У главной героини есть особый магнетизм, и красота, хотя о ней автор прямо не говорит, но что подтверждает появление её нового поклонника – Дмитрия Савина, однофамильца первого мужа.
Инженер попал в эти края в пику матери, хотевшей в Алексине женить его против воли… Грамотный, интеллигентный Савин пытается наладить не только свою личную жизнь, но и жизнь в селе. Встретив своего однокурсника, а теперь больного отшельника Байдикова, живущего за счет ловли барсуков, он уговаривает его сняться с психиатрического учета.
Радость новых отношений Надёжке омрачают путы прошлого: стыд перед памятью о Павле, недовольство старшего сына Сашки – то скрытое, то переходящее в бунт. Да и сам Дмитрий Иванович понимает, что ему не нужны чужие дети, а своих пока нет. Савин, послушав «упаднические» стихи Байдикова, велит ему от греха подальше сжечь тетрадь. Он вспоминает, что его сестра, писавшая стихи, была репрессирована.
Но не так проста жизнь. И когда тот едет в областной город, то в первом же трактире видит опустившего и просящего милостыню Фокина, который прилюдно оскорбляет его. По злой иронии судьбы, уже порвавший с прошлой жизнью, освобождая последнего барсука из петли, Байдиков сам попадает в барсучью нору и погибает… Пронзителен иносказательный рассказ об этом от имени барсучонка. Этим автор подчеркивает, что прошлое на то и прошлое, что не отпускает просто так.
Особенно красноречив следующий эпизод. Дмитрий Иванович хочет организовать в цехах самодеятельность, «которая многим помогала забыть житейские невзгоды», и… появились новые невзгоды: портрет Сталина в актовом зале оказался повешенным вверх ногами, и Савину было велено скорее убираться из Пронска. Возвышенность концерта сменил холод взыскания…
А Надёжке выпали новые испытания: из Прибалтики Савин написал, что встретил и полюбил другую женщину. Предательство Дмитрия омрачает её радость за старшего сына, поступившего в техническое училище. И это испытание толкает Надёжку на невольную, хотя и поучительную поездку к супругу.
В поезде, глядя в окно, «Надёжка увидела послевоенную страну и поняла, что войну по-настоящему не представляла». Но ее эхо дает о себе знать и через несколько лет. В Литве свирепствуют «лесные братья». Надина соперница – тоже вдова, потерявшая на войне и мужа, и сына. Виктория приехала в Литву, чтобы попробовать жить по-новому. Оказалось, однако, что одного желания мало. Но и Дмитрию нелегко дался разрыв с Викторией: она плакала, умоляла остаться и никак не хотела расставаться с ним несмотря ни на что.
Автор показывает, что жизнь жестока, особенно в суровое время, и счастье одного часто оборачивается несчастьем другого. У каждого – свой интерес, и часто они вступают в конфликт, создавая тем самым напряжение сюжета.
Савины решили переехать на работу в Подмосковье, ради сохранения общего сына Володьки и перед страхом перед «лесными братьями». В Белых Столбах Надёжка устроилась на работу и впервые получила первую зарплату. Здесь у нее родился пятый ребёнок – Митя. Помыкавшись в Подмосковье, Дмитрий Иванович уговаривает жену переехать в Алексин.
Малограмотная по воле обстоятельств Надёжка не понимает культурных устремлений Дмитрия Ивановича. Порой ее захватывают эмоции, и она не может войти в положение другого человека, понять его. Если Дмитрий Иванович – типичный советский интеллигент с широким кругозором, то Надёжку мало волнуют коллизии времени. В этом ее житейская устойчивость, но и узость. Она – типичная «сумасшедшая мать», для нее, как и для многих других, счастье в детях. Но маленькие детки – маленькие бедки. Сашка не одобряет выбор матери и рано уходит из дома. Он учится в училище, потом устраивается на стройку. Бориска – сложный парень: хулиганистый, вздорный, обладает болезненным самолюбием, которое также гонит его из дома в подмосковный интернат для слабовидящих.
Как ни парадоксально, развенчание культа личности больно ударяет по Надёжкиной семье. Со свекровью отношения были первоначально сложными, но потом стали налаживаться. Надёжка устроилась техничкой в школу, а потом –помощницей к стоматологу-надомнику. Но зыбкое семейное счастье омрачает возвращение невестки из ссылки. Озлобленная женщина вернулась разочарованной в жизни. Мария Ивановна, не скрывая этого, ревнует брата к золовке, настраивает против нее и Дмитрия, и мать, называя ее «дремучей деревенской серостью». Обладая садистическими наклонностями, Мария Ивановна издевается тайком над детьми Нади, а в довершение всего бьет ее саму – делает все, чтобы выжить золовку.
Однако Дмитрий Иванович не спешит уезжать с Надей. Он ссылается на то, что здесь культурнее. Но за эту культурность он слишком дорого платит… Не случайно сосед Евсей называет его «размазней». «Если решила – езжай! – говорит муж Надёжке, решившей на время покинуть его…»
Ей ничего не остается, как забрав детей, вернуться в Князево. Но в одну реку дважды не войти. Свой дом Надёжка находит разваленным, а сестра ведет с ней холодно, ей, просидевшей на одном месте с одним мужем, чужды городские привычки сестры. Вера и ее муж Алексей заявляют, что «со своим инженером» она стала «дуроломная». Теперь Надёжка чужда и городу, и деревне… Она ремонтирует-таки свою избу. Но… потом ломает руку и задумывается, отчего на нее падают все несчастья? На самом деле, судьба ее тяжела, как тяжела судьба многих неустроенных деревенских женщин.
Но не все так мрачно. Даже в больнице у Надёжки будто ни с того ни сего вырастают крылья. И сны-видения теперь изменились. Она видит видение спокойного мира, где разгуливают «павлины, птицы и пчелы над цветами…» – и все заботы будто решаются сами собой. Ее влечет к мужу, младшим детям. Влечет, пожалуй, больше, чем мужа – к ней.
Вернувшись в Алексин, она застает смерть матери Дмитрия Ивановича. У Марии Ивановны – смятение, она переживает одиночество и ненавидит семью брата. Но и теперь, несмотря на злое отношение сестры, Дмитрий Иванович не торопится переезжать на родину жены. При очередном прощании с ней и детьми он чем-то удручен. Надёжке «казалось, что Митя хотел сказать напоследок что-то особенное, важное, нужное им обоим, но не успел и поэтому так долго бежал за вагоном…»
Устроившись в колхоз, она так и не успевает пожить спокойно: вскоре она получает от Марии Ивановны телеграмму: «Умер Митя».
Самое гнусное в этой истории то, что сама Мария и была виновницей гибели брата. Она хотела выжить его из дома, издевалась над ним, а однажды выкинула на улицу все его вещи… С ним стало плохо.
«Говорят, даже в отрицательном человеке всегда есть что-то положительное, но, видимо, те, кто так говорит – ошибаются», – с горечью заметил Дмитрий Иванович перед смертью.
Почему же так трагически окончилась жизнь Дмитрия Ивановича? Жизнь не сложилась так, как могла бы, из-за его мягкости, если не мягкотелости. Даже после смерти матери он «…оттягивал окончательное отселение – ждал подходящего момента в настроении сестры, чтобы поговорить спокойно, не обостряя отношений, и уйти тихо, мирно, не портя нервов ни ей, ни себе». Порядочность, как ни странно, приводила к тому, что семья не была никогда на первом месте. Он всю жизнь сидел на двух стульях – и это погубило его.
После смерти Дмитрия Ивановича Надёжка вновь погружается в пучину одиночества... Весь роман – это борьба с неустроенностью и одиночеством. Но наибольшее развитие эта тема находит в заключительной книге.
Сильной стороной прозы Владимира Пронского является доскональность раскрытия характеров героев, даже малозначительные имеют у него свою характерную биографию, с ретроспективой в прошлое, мировоззрением. И логические звенья складываются во внушительную цепочку. По праву роман можно назвать энциклопедией деревенской жизни.

ТРЕТЬЯ КНИГА

Неслучайно каждая новая книга романа ознаменована серьезными изменениями в личной жизни главной героини. В третьей книге описан нелегкий и, к сожалению, последний этап жизни Надёжки. Выросшие дети, увы, не все пошли по прямой дороге.
Борис еще в юности уезжает в Орехово-Зуево, в интернат для слабовидящих, и оседает там. Тяжелый характер дает о себе знать. После пьяной драки Бориска оказывается на скамье подсудимых. Нина – в школе отличница – ищет, как ни странно, лишь легких развлечений. Да и выпускник ФЗУ Сашка дружит с зеленым змием. Сашка, Борис, Нина – все неблагополучные, неравнодушны к выпивке, вечно тянут с матери деньги.
Сама Надёжка выйдя замуж (сошлась) за Фадея Никушина, в очередной раз словно заново начинает жизнь, начинает обустраивать общий дом. Фадей Никушин моложе Надёжки на шесть лет. Когда она до войны вышла замуж, он «ходил в парнях». К счастью, за всю войну Фадей не получил ни царапины. После войны он выучился на пчеловода и стал заведовать пасекой, став не последним человеком на селе. Женился на Глаше, родилось двое детей, но потом супруги начали ругаться, а Никушин – выпивать. Друзья – Архипов и Барков – советуют ему жениться на Надёжке. Она нравилась Никушину всю жизнь. А к пятидесяти годам «оба стали готовы на выданье…» Будущие супруги осторожничают, перед тем, как сойтись, долго приглядываются друг к другу. Фадей Никушин – работящий, любит животных, возмущается издевательствам над ними. Он – принципиален, смел, не боится возразить агроному-вымогателю Прижимайло. Он верен сельским порядкам и до последнего не хочет их нарушать, но при этом очень самолюбив, а спьяну может «наломать дров».
Между тем старые устои сменяют новые. Село становится малолюдным. Закрывают школу, в которой училась еще маленькая Надя. Дети практически не рождаются. Рождение соседской девочки воспринимается, как праздник. Все больше наступает цивилизация. Лошадей вытесняют машины. В общем, от старой деревни мало что остается. Меняются – не в лучшую сторону – и нравы. Если раньше сенокосили с Петрова дня, то теперь всё обкашивают, не давая траве вырасти. Люди богатеют, приобретают телевизоры, Надёжка с Фадеем строят добротный дом с верандой. Откладывают деньги на сберкнижки. Навещающие ее дети, когда-то были рады картошке, теперь никогда не уезжают от нее пустыми – а с яствами. И все же, несмотря на все гримасы «застоя», видно, что хоть и не рай земной, но жизнь в стране наладилась.
Надёжка ищет смысл жизни. Она, подобно сестре Вере, идет в церковь в поисках ухода от беспросветности. Но… и там ничего не происходит. Автор словно наталкивает на мысль, что счастье женщины – это личное счастье. Но счастье счастью – рознь.
Автор показывает, как с возрастом мельчают чувства. Фадей Никушин пьет, «по пьяни» загуливает с Ниной, тем самым едва не сведя жену в могилу. Он увиливает от домашних забот. Семья превратилась в фикцию. Тем более, и Надёжка признается подруге Аниске, что вышла не по любви. Как не могла она в полной мере понять интеллектуальных запросов Дмитрия Ивановича, так не могла и сочувствовать злоключениям Никушина.
Прошлое давит на Надёжку. Сын Сашка ревнует ее к Фадею, как ревновал к Савину, и этой ревностью разрушает и себя, и хрупкий покой родной семьи. Еще с детства таящий и копящий мелкие обиды, он снедаем гордыней и топит ее в алкоголе. Алкоголизм – беда села и в книге, и в жизни. Пьющие – и в плохие, и в хорошие времена – спаивают и других, и пьянство идет цепной реакцией. А у Надёжки свои пробелы и проблемы. Она, малограмотная колхозница, признает, что не любит писать письма – даже родным детям.
Она не находит желания и сил навестить Бориса на свободном поселении в Алма-Ате. Попытался съездить к нему средний сын Владимир, но так и не доезжает до брата. Кончается все тем, что Борис пропадает. Владимир, ставший отцом, едет в Алексин, но не находит там могилы отца. И мать ничем не может ему помочь. Оказалось, что Надёжка ни разу не была там – у мужа, которого никогда не любила, как не была она и у своей первой любви – Павла…
И она вдруг поняла, что «очень многое в жизни делала неправильно, не так как надо, без божьей искры в душе» – вот в чем беда.
На протяжении всего романа жизнь Савиных проходит за строительством да ремонтом домов, обустройством быта, хозяйства. Для Надёжки крепкий дом – давняя ее мечта – символ крепкой семьи. Общественному она предпочитает личное. Что ж – женщина должна оставаться женщиной, и все же ей недостает какой-то широты. Заземленная забота о сегодняшнем дне мешает заглянуть в будущее, оглянуться на прошлое. «За ежедневными, все возрастающими хлопотами, она не обращала внимания, какой день недели идет, не знала, что творится в мире. Время ее не интересовало». И это рикошетом сказывается на отношении детей.
Не все, однако, безнадежно. Владимир Савин с детства отличается отзывчивостью и «сердечностью». Он пытается соединить осколки былой семьи, сохранить преемственность. От отца, Дмитрия Ивановича, он унаследовал интеллигентность и мягкость. Он без восторга, но с пониманием относится к связи Надёжки с Фадеем – как пути ухода от одиночества. Часто он с братом Димой приезжают в родное село охотиться, но всё это в спешке, наездами. Его влечет Москва, где много интересных людей, памятных мест. Но и он, покинув село, хлебнул вольностей городской жизни, вошел во вкус – развелся с женой. Ездит в Крым гуляет с молодыми девчатами. Владимир больше всех помогает матери, но ничто человеческое ему не чуждо… Автор мастерски чередует «светлые и черные полосы» в жизни героев. Но свет часто призрачен, темнота же – зловеща. Например, просветление двоюродной сестры Густи на кладбище сменяется приходом пьяной Нины. Радость Надёжки от общения с родственниками – догоняет ударом: во время ее отсутствия, ее дочь гуляет с выпившим отчимом. У каждого героя – свой характер, свои цели. И часто они вступают в конфликт. Что одного радует, другого – злит. Но такое изложение материала позволяет держать читателя в напряжении.
Молодость всегда окрыляет, а старость всегда грустна – устроенная или не очень. Автор, сам человек средних лет, мастерски показывает это.
Умирают соседи – ровесники Надёжки, ее подруга молодости Зина. У Веры растет опухоль, а она отказывается лечиться, уповая на Бога. Дочь Нина ведет беспутный образ жизни, транжирит деньги, – личная неустроенность еще больше толкает Нину на лихую жизнь. Бывший счетовод Михаил Фокин, в войну хоронивший убитых солдат, теперь по иронии судьбы «жгет» дохлых поросят на свиноферме. На смену ему пришла «бойкая молодежь». Старость притягивает болезни. После семейных потрясений Надёжку разбивает инсульт, к счастью, отошедший после больницы. Ее бывшая воспитанница, учительница Антонина Петровна, – теперь тоже лежит в больнице. «Болезнь моя тяжелая и неизлечимая, а называется "Старость", – признается она Владимиру, посетившую свою учительницу. Одиночество усугубляет конфликт с Фадеем – никаких чувств нет, их объединяет лишь жизнь под одной крышей.
После смерти Веры, ее муж Алексей Семенович, отчуждаясь, уходит в себя. Надёжка от нахлынувшего одиночества хочет помириться с Фадеем. Но мир в семье зыбок. Фадей называет жену «старухой» и теряет к ней личный интерес. Тем не менее, пожилые супруги решают «жить вместе мирно – и не важно, плохо или хорошо».
Даже антиалкогольная компания тяжело ударяет по Савиным. Нину арестовывают за спекуляцию спиртным и, угрожая заключением, принуждают к сотрудничеству с милицией. Для Нины это унизительное дело. Напившись тормозной жидкости, она пытается покончить с собой.
И благие намерения приводят к краю. Наездившись по следственным изоляторам в качестве «наседки», женщина начала понимать, что большинство людей страдает из-за выпивки, из-за которой она и сама страдала… Но хэппи-энда не выходит. Владимир Пронский, как реалист, показывает не только мечты, но и действительность. Майор не освободил Нину в обещанный срок, и от разочарования она напилась вновь и умерла. Что было бы, если бы она доработала еще три месяца? Этого уже не узнать.
Смерть дочери тяжело ударило по Надёжке. По иронии судьбы, пьянство, от которого умерла Нина, цвело и на поминках. Владимир тоже не уступает старшему брату и односельчанам. Через три месяца после поминок он привозит друга и... ящик водки. Пьет и поит односельчан. Пьянка перемежается с песнями и весельем. Невольно вспоминается А. Башлачев:

«А крестины там, иль поминки –
Все равно там пьянка – гулянка!»

Владимир сам стыдится своего пьянства в Князеве, но признает, что человек умен задним умом. Беда не приходит одна. Вскоре после похорон Нины слёг и Никушин, а вскоре и умер. Постаревшая вмиг Надёжка «вдруг поняла, что скоро станет окончательно свободной – уже стала – но от кого и от чего?» И ей так не хочется такой свободы – лика одиночества!
Пойдя за грибами с Любой, оставшейся в селе по ее просьбе после похорон Никушина, она находит разбитую молнией грушу, около которой ей назначал свидание Павел. Все идет по кругу.
– Значит, и мой век скоро закончится, или уже закончился, – заключает Надёжка.
– Гляди, какая поросль вокруг кипит! – утешает ее сестра.
Эти слова – не только о деревьях. Это – аллегория человеческой жизни, её неизбывности.

ЭПИЛОГ

Эпилог романа показывает затухание жизни, ее занавес.
В селе жителей мало, летом большинство – дачники. Дмитрий мотается на Север, теперь навещает мать только Владимир. Надёжка все чаще болеет. Жизнь в стране меняется на глазах, все дорожает. Были случаи, что у торговцев из деревни отнимали мясо, предназначенное для продажи, и сжигали, создавая искусственный дефицит. Люди совсем запутались.
Автор устами своего героя Владимира, думает: «Уж сколько, даже на его памяти, было всяких «перестроек». И пусть они назывались по-иному, но каждая из реформ вынуждала что-то ломать и переделывать. Будто без разрушений нельзя обойтись!»
Надёжка же уже мало думает о мирской жизни.
Пожилая женщина из-за немощи совсем запустила хозяйство. А между тем ее сын ждал ребенка от новой жены-врача – тоже Нади.
Радовало то, что в церкви у Барского сада объявился священник, правда, старостой стал непотопляемый Михаил Фокин.
Теперь, словно исправляя ошибки молодости, все больше времени Надёжка проводит на кладбище, где похоронены ее родственники всех поколений, заходит в церковь. Однажды ей захотелось навестить своих родителей на кладбище в Буграх. Она поняла, что посетила родительские могилы неспроста. Ей на миг показалось, что родители совсем рядом…
Надёжка умерла на руках у Владимира. Это произошло вскоре после рождения у него дочки. Так печально произошла смена поколений – последняя в романе. После кончины матери «Владимир почувствовал, что стал сиротой и должен отвечать за себя, детей, жену. Ему показалось, что теперь он отвечает за всех людей… И теперь приходит время молодежи. И уже не важно: хорошее или плохое. Это – время их поколения. У каждого поколения – свои песни, но мотив – общий».
Главная героиня прожила длинную, трудную и не очень счастливую жизнь. Но, все-таки, это была полноценная жизнь женщины – труженицы, матери, жены – со всеми невзгодами со всех сторон. В жизни Надёжки – не последнего человека на селе - отобразилась жизнь страны. Может показаться, что в жизни за шесть десятков лет было мало хорошего. Возможно, в романе не хватает радостных минут. И все же – это донельзя реалистический роман, в котором не угасает постоянная надежда на лучшее, она питает людей, даёт им жизненные силы.
По объему и масштабу событий роман напомнил «Войну и мир», тем более что и там была своя Отечественная война. Но у Льва Толстого более представлены иные слои, там действуют и правители, и полководцы... Здесь же другие достоинства. Пронзительно показывая простых людей, озвучивая их язык и показывая нравы, Владимир Пронский создал широкое художественное полотно провинциальной жизни – той самой, которая является истоком, питающим жизнь всех слоев российского народа

НА ГЛАВНУЮ